18.11.2006 03:00
Власть

Сергей Лавров из Исламабада прибыл в Дели

Глава российского МИД добрался до Индии
Текст:  Эльмар Гусейнов (Исламабад - Дели)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4226)
Читать на сайте RG.RU

Правда, несмотря на высокий статус поездки, переговоры Лаврова в Дели были лишь промежуточным пунктом длительного зарубежного вояжа хозяина Смоленской площади. Перед Индией министр залетел на один день в Пакистан. А уже из Дели отправился в Ханой, куда слетелись на саммит АТЭС лидеры и руководители внешнеполитических ведомств стран - членов этой организации.

Лаврова ждали "сильные люди"

Посещение Лавровым Исламабада носило рабочий характер. Индия и Пакистан, старые соперники, ревниво следят, какие страны посещают министры иностранных дел великих мировых держав. Так что, готовясь к переговорам в Индии, Лавров просто не мог не заглянуть в Пакистан.

В Исламабаде постарались сделать все, чтобы максимально приподнять уровень переговоров главы российского МИД с пакистанскими партнерами. С Лавровым встретились все "сильные люди" Пакистана: президент Первез Мушарраф, премьер Шаукат Азиз и министр иностранных дел Хуршид Махмуд Касури.

Исламабад последнее время демонстративно стремится максимально расширить сотрудничество с нашей страной. Однако, несмотря на такую открытость, Москве пойти на этот шаг не всегда легко. На протяжении второй половины XX века основным партнером России в Южной Азии была Индия.

Весьма напряженные, а зачастую враждебные отношения, которые складывались между Дели и Исламабадом, заставляли индийское руководство крайне нервно реагировать на любые контакты с Пакистаном сначала СССР, а потом России. И сегодня этот "индийский синдром" во многом продолжает влиять на отношения Москвы и Исламабада.

Москва преодолевает индийский синдром

Тем не менее Россия и Пакистан ведут все более интенсивный диалог как в рамках двусторонних отношений, так и при обсуждении международных проблем. Часть из них обозначил, подводя итоги своей поездки в Пакистан, сам Лавров. По его словам, взаимная торговля между нашими странами растет. Но ее объемы уже не устраивают обе стороны. Москва заинтересована в развитии тесных контактов с Исламабадом в рамках ШОС, куда Пакистан был принят наблюдателем. Ближневосточное урегулирование также относится к числу проблем, волнующих оба государства. И, наконец, в Исламабаде немало говорилось о борьбе с международным терроризмом, от атак которого страдают как Пакистан, так и Россия.

Барьер для "Аль-Каиды"

"Мы обсуждали наше взаимодействие в рамках глобальной антитеррористической коалиции. Россия отдает должное тем усилиям, которые руководство Пакистана предпринимает для обуздания экстремистов и их нейтрализации", - заявил Лавров. В то же время, по его словам, Россию продолжает беспокоить активизация членов "Аль-Каиды" и талибов в труднодоступных районах на границе Афганистана и Пакистана. Москва рассчитывает, что предпринятые пакистанскими властями меры поставят надежный заслон перемещению террористов в другие государства.

Отвечая на вопрос "РГ" о том, не обсуждался ли в ходе его визита в Исламабад вопрос о выводе сил международной коалиции из Афганистана, глава российского МИД заявил следующее: "Мы весьма озабочены негативными тенденциями в развитии ситуации в Афганистане, активизацией боевых и подрывных действий со стороны талибов и остатков "Аль-Каиды". Мы убеждены, что необходимо строго выполнять резолюции Совета Безопасности, которые касаются санкций в отношении руководителей талибов и "Аль-Каиды".

Лавров убежден: устойчивое урегулирование в Афганистане возможно исключительно на основе принимавшихся ранее договоренностей, включая решение Берлинской конференции, которая состоялась в апреле 2004 года. Это подразумевает возможность вхождения в афганские властные структуры представителей всех этнических групп. И предполагает, безусловно, содействие этим процессам со стороны соседей Афганистана - стран, которые способны позитивно влиять на ситуацию. Глава российского МИД полагает, что чем болееколлективным станет международное сопровождение афганского урегулирования, тем больше у него будет шансов на успех.

Что касается конкретного вопроса, связанного с пребыванием многонациональных сил в Афганистане, Лавров дал понять: вопрос о сроках их нахождения должен решаться "афганским правительством и самими афганцами".

Американцы развязали России руки

В Индии Лаврова ждали не менее ответственные переговоры. В Дели министр иностранных дел России встречался с главой правительства Манмоханом Сингхом и со своим коллегой - главой МИД Пранабом Мукерджи.

Двусторонние отношения России и Индии в основном замкнуты на обширное торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество. В области экономики перспективными в последнее время стали контакты двух государств в энергетической сфере. Среди "лакомых" кусков - будущий газопровод "Мир". Его планируют проложить из Ирана через Пакистан в Индию. Южноазиатским странам реализация этого проекта позволит отчасти утолить мучающий их энергетический голод.

В Дели не скрывают, что будут рады видеть российские компании среди разработчиков и строителей этого стратегического объекта. Кроме того, россияне могут рассчитывать на получение новых контрактов в атомной энергетике Индии. До сих пор такому сотрудничеству мешал ядерный статус южного партнера России: Индия обладала ядерным оружием и не входила в число государств, подписавших договор о нераспространении ядерных технологий. В связи с этим поставки в страну даже мирных ядерных технологий были запрещены международными соглашениями.

Но вот буквально в день приезда в Индию Сергея Лаврова из Вашингтона пришла сенсационная новость. Сенат США в одностороннем порядке и вопреки международным договоренностям снял ограничения на продажу таких технологий Индии. Так что теперь у российских атомщиков на индийском рынке появился сильный конкурент. Хотя, по мнению некоторых экспертов, в любом случае часть индийских атомных контрактов Россия, несомненно, получит.

Внешняя политика Позиция МИД