Естественно, качество ТВ-сигнала важно для сегодняшних горожан не меньше, чем количество каналов и размер абонентской платы. Благо выбор у них есть, а Москва в скором времени пополнит длинный список мировых столиц, где телевещание идет в цифровом виде.
Пока что цифровое телевещание лишь дополняло традиционное. Но точно так же, как цифровые фотоаппараты стремительно потеснили пленочную технику, и цифровое ТВ в силу естественных преимуществ скоро станет основным и единственным. При этом, конечно, никто не будет сносить телебашню и выбрасывать на помойку старые телевизоры. Достаточно будет лишь оснастить их аккуратными небольшими коробочками - конвертерами сигнала (так называемыми set-top-box), недорогими и простыми в установке, и провести в дома кабели. Так уже происходило, например, в Токио, Лондоне, Нью-Йорке, Сеуле, Тайбэе и других мировых столицах. И даже - малоизвестный факт - в скромном Саранске. Столицу Мордовии недавно тоже перевели на цифровое ТВ и вещание по кабельным сетям, что оказалось гораздо дешевле традиционного способа. Эфирная трансляция идет только на сельские районы.
Впрочем, преимущества цифрового ТВ общеизвестны и в долгих объяснениях не нуждаются. Важна другая сторона дела - финансовая и деловая. Москва - город особенный. Любая техническая новация в ней неизбежно обрастает клубком проблем, не имеющих никакого отношения к технике. Цифровое ТВ доходит до потребителя посредством кабеля, и тот, кто проложит и возьмет его на обслуживание, заработает миллионы долларов в виде платы за подключение и ежемесячных поступлений средств от абонентов.
Понятно, что в данном случае гонки на выживание имеют вполне ощутимый призовой фонд, который никто не захочет упустить. Перевод столицы полностью на цифровое телевещание неизбежно повлечет за собой передел телекоммуникационного и медийного рынков. Этот процесс полным ходом идет уже сейчас. В ближайшее время будет решено, кто и каким образом станет контролировать рынок цифрового ТВ. Причем поединок этот - вполне бюрократического свойства, и его исход непредсказуем, потому что зависит лишь от лоббистских способностей участников схватки.
По распоряжению мэра Москвы Юрия Лужкова контроль за столичными кабельными сетями передан компании "Мостелеком", в которой правительство города имеет 26% акций, а прочие принадлежат "Нафта-Москва". В связи с этим решением Ассоциация кабельного ТВ России (АКТР) обратилась в Федеральную антимонопольную службу, считая, что московское правительство проявило таким образом стремление монополизировать этот сегмент рынка, а не развивать на нем конкурентную среду. Исход противостояния может решиться на предстоящем 21 ноября заседании этой организации.
Как считают наблюдатели, все будет зависеть от того, насколько опытными окажутся юристы каждой из сторон и в какой степени будет задействован фактор лоббирования. Но парадокс ситуации заключается в том, что главными критиками решения московского правительства являются представители компании "Комкор", которая в свое время и была монополистом на этом рынке.
Суть сегодняшних споров практически невозможно понять, не зная предыстории событий. Она же вкратце такова. В свое время помимо "Мостелекома" на особых условиях с московским правительством уже сотрудничало и ОАО Московская телекоммуникационная корпорация "Комкор", которая сейчас работает на рынке услуг цифрового ТВ под торговым знаком "Акадо".
Еще в 1993 году московские власти поддержали план развития Московской оптико-волоконной сети (МВОС), за разработку программы создания которой и взялась корпорация "Комкор". Однако спустя 10 лет оказалось, что средства, выделявшиеся на этот проект, так и не воплотились даже в изложенный на бумаге план мероприятий с перечислением ответственных исполнителей, сумм затрат и т.д. Как явствует из предписания министерства по антимонопольной политике, в котором ОАО "Комкор" было запрещено объединяться с "Мостелекомом", программу в каком-либо виде "в ходе проверки обнаружить не удалось". При этом "объем средств, направляемых на реализацию программы, до 2001 года не лимитировался".
Куда пошли средства, ясности нет. Зато хорошо известно, откуда они брались, - из московской казны. Схема финансирования была простой и удобной: работы выполнялись "за счет средств предприятий и организаций, освобождаемых от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет города Москвы". "Мостелеком" же тогда получил подряд на работы, обозначенные в программе 2001 года как "укрупнение антенн на подъезд и микросистем и их подключение к МВОС" - в масштабе проекта это была капля в море.
Впрочем, все эти дела давно минувших дней были бы не так и важны (заниматься финансовыми злоупотреблениями - дело соответствующих органов), если бы прямо не влияли на нынешнюю ситуацию с московским цифровым ТВ.
Сегодня в городе есть вся инфраструктура, необходимая для подключения горожан к кабельному цифровому телевидению. С одним только "но": несмотря на то что средства для ее создания шли из московской казны, принадлежит она не городу, а "Комкору". В нем же в свою очередь с октября этого года 81,1% акций - собственность компании "Ренова Медиа", чьим владельцем является Виктор Вексельберг. По состоянию на июнь 2006 г. департаменту имущества г. Москвы (одному из 12 акционеров "Комкора") принадлежало менее 12% акций (для сравнения: в три с лишним раза большим пакетом владеет ЗАО "Припачкин и дочь", собственником которой является Юрий Припачкин - гендиректор "Комкора").
Москву, естественно, такой расклад сил по вполне понятным причинам не устраивает - получается, что утрачен контроль над структурой, развитие которой городские власти сами же профинансировали. Распоряжение столичного правительства от 17 октября 2006 г. предусматривает ответственность "Мостелекома" за создание так называемой "последней мили" городской инфраструктуры кабельных сетей, то есть за их подводку в квартиры и офисы потребителей. Но и "Комкор", а также "Стрим ТВ" (АФК "Система") вступили в ожесточенную конкуренцию на том же рынке и стремятся заполучить как можно больше абонентов. Борьба, к сожалению, ведется скорее за количественные, а не за качественные показатели. Часто монтажники фирмы "Акадо" (сиречь "Комкора") не в силах наладить оборудование просто бросали кабели, уже проведенные в квартиру потенциального абонента, и отправлялись выполнять новый заказ (накануне футбольного чемпионата заказчики реагировали на такие случаи особенно нервно). Кроме крупных фирм на рынке также действуют более тысячи компаний, занятых прокладкой кабелей цифрового ТВ, одновременно использующихся и для доступа в Интернет - в том числе и мелкие "домовые" интернет-провайдеры. Проконтролировать и привести к приемлемым стандартам качество их работы крайне трудно. Московское правительство, что вполне объяснимо, все-таки пытается навести в этой сфере порядок. Что же касается крупных игроков, то им состязаться за право получить деньги телезрителей столицы не мешает (и не в состоянии помешать) никто.
Говорить о монополии можно было бы лишь в том случае, если бы действительно удалась попытка "Комкора" объединиться с "Мостелекомом" в рамках ОАО "Электронная Москва" (гендиректор все тот же Юрий Припачкин). Однако это слияние не состоялось во многом потому, что одноименная городская целевая программа за долгие годы так и не принесла видимых результатов, а лишь дискредитировала и себя, и тех, кто ею занимался.
Так или иначе, ясность в расстановку сил будет внесена уже очень скоро - до 21 ноября времени осталось немного, а интересы участников спора вполне понятны. Важно лишь, чтобы за этим не остались забытыми интересы тех, ради кого вся эта борьба, по большому счету, и идет - клиентов-москвичей, нуждающихся в современном, качественном и надежном телевидении "с доставкой на дом".