20.11.2006 01:50
Культура

В Театре оперетты прошла "Золушка" Балета Монте-Карло

В Театре оперетты прошла "Золушка" Балета Монте-Карло
Текст:  Александр Фирер
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4226)
Читать на сайте RG.RU

Хореография получилась очень изобретательной. Вся труппа органично исполняет непростой опус Майо. Пуантная классика и современная босоногая пластика слиты в единое целое без швов. Оригинальные костюмы создал Жером Каплан. Минималистский белый костюм Золушки оттеняет пластическое богатство партии. "Обрубленные" кринолины сестер, средневековые гротескные прически, скорпионий рогатый хвост на платье мачехи - саркастические штрихи к их портрету. А графический силуэт Феи в мини-орбитальной пачке-обруче, с головы до ног усыпанной золотыми блестками, - межгалактический абрис вселенского добра.

Отдельная статья - декорации Эрнеста Пиньона-Эрнеста. На сцене - огромные белые перемещающиеся листы. Это словно страницы рукописи вечной истории любви. Под порывом чувства они преображаются в гонимые ветром паруса, под которыми влюбленный Принц устремляется на поиски Золушки. А сложенная гармошкой страница превращается в лестницу к счастью.

Постановочное действие - не дивертисмент или сюита танцев, но быстрое течение бурной реки. Правит здесь любовь, стирающая границы между миром реальным и зазеркальным миром умерших. Майо оригинально изменил сюжет, опираясь на идею материнской любви. Хореограф сумел почувствовать, казалось бы, лежащую на поверхности мысль, что Золушку хранит и ей помогает не какая-то абстрактная Фея, взявшаяся из воздуха, но родная мать.

Спектакль начинается с красивого дуэта матери и отца Золушки. Затем мать умирает и уже мистически является в образе сказочной Феи. Фея надевает на Золушку то платье, которое ее мать носила на последнем балу.

Кинематографический ритм балета интригует публику. Зал покатывается со смеху, когда церемониймейстеры и ожившие манекены под режиссурой Феи разыгрывают перед Золушкой гротесково-карикатурную "историю замарашки", жестко пародирующую мачеху и сестер. А как умилителен финальный кукольный шарж, когда у Принца и Золушки появляются четверо детей-пупсиков: два мальчика и две девочки.

Уверенный в себе юный эгоцентрик Принц вихрем влетает на сцену, скатываясь по лестнице. Он энергичен, но радости жизни ему поднадоели. Принц имеет все, но на балу он встречает ту, которая не имеет ничего. Это Золушка, но не в хрустальных туфельках, а босая. Ее ноги усыпаны лишь волшебными блестками. Что-то происходит с Принцем: он понимает, что до этой встречи не имел ничего. Принц в исполнении Франческо Наппа виртуозен. Его посыл одержимой влюбленности в Золушку подобен цунами. Золушка парит в руках возлюбленного. Влюбленные естественны, как сама природа. Долгие поцелуи, прикосновения, пронзительная нежность оживляют дуэты, не засушенные рамками классического балета, в котором подобные ликования и чувства обычно превращаются в фуэте и прыжки по кругу.

Партию Феи блистательно исполняет Бернис Коппьетер. Ее пластика естественна, а техника совершенна. Но в первую очередь она глубокая актриса, знающая смысл каждого жеста, каждого движения. Ее Фея многогранна: волшебная и реальная, ироничная, добрая, озорная, а порой сердитая. Вибрирующие волнами и усыпанные магическими блестками руки Феи - линия судьбы, которую Золушка может узреть на звездном небе.

Партию отца исполнил прекрасный танцовщик Жером Маршан. Он точно передает преображение своего слабохарактерного и доброго персонажа при встрече призрака своей первой жены Феи. Она окрыляет его, помогая обрести мужество и разобраться в иерархических проблемах своей новой семьи.

Золотоволосая Золушка Орельи Шефер - утонченное, живое и трогательное создание. Сразу влюбляешься в ее точеный балетный абрис. Ее изысканный танец (соло и дуэты с Принцем) наполнен поэзией. Сперва она мертвенно сомнамбулична и только после свидания с Феей будто оживает. Жизнь пробуждается в ней и обретает смысл. Сперва это любовь к отцу и матери, затем - любовь к мужчине. Золушка взрослеет...

В красивом финале на вершине лестницы в небо Золушка и Принц с распростертыми руками, глядя друг другу в глаза, словно летят навстречу своему счастью под золотым дождем, сыплющимся с колосников. Этот золотой дождь - и метафизическое превращение черной золы тяжелых будней, и свадебный золотой поток, благословение Феи-матери.

Театр ЦФО