21.11.2006 03:00
Общество

Жители Марий Эл пожаловались на систему обеспечения лекарствами

"Горячая линия" озвучила проблемы обеспечения лекарствами
Текст:  Татьяна Желонкина (Йошкар-Ола)
Российская газета - Волга - Урал: №0 (4227)
Читать на сайте RG.RU

Как сообщили в аппарате главного федерального инспектора, всего за время работы "горячей линии" поступило сорок два сигнала от рядовых граждан. Итоговые положения были вынесены на обсуждение рабочей группы при главном федеральном инспекторе.

О том, что именно волнует граждан и как на территории республики работает схема обеспечения льготников необходимыми лекарственными препаратами, корреспонденту "РГ" рассказала главный федеральный инспектор по Марий Эл Ирина Татаринова.

Российская газета | Почему последняя "горячая линия", посвященная льготополучателям и проблемам, с которыми им приходится сталкиваться, проводилась именно в эти сроки?

Ирина Татаринова | Дело в том, что реализация 122-го федерального закона, и особенно в той части, где говорится об изменении порядка обеспечения       льготами граждан, находится на контроле полномочного представителя президента в ПФО. По закону каждый льготополучатель федерального регистра имеет право до октября либо отказаться от натуральных льгот и получить их в виде денежной компенсации, либо остаться при соцпакете. Нам было важно узнать мнение жителей республики и выяснить, как в этом году идет реализация 122-го закона.

РГ | Что же предпочли марийские льготополучатели - соцпакет или деньги?

Татаринова | По итогам 2006 года в Марий Эл из более 88 тысяч 737 льготополучателей федерального регистра 73 процента полностью отказались от соцпакета! Порядка 2 процентов граждан отказались только от дополнительного лекарственного обеспечения, оставив за собой право пользоваться санаторно-курортным лечением и бесплатным проездом в железнодорожном транспорте. И около 5 процентов отказались только от права льготного проезда.
Мы понимаем, что льготополучатели - это в основном больные люди, пенсионеры со скромным достатком. Поэтому они голосуют за монетизацию. Мы выяснили, что из 88 тысяч льготников более 20 процентов граждан не обращались в лечебно-профилактические учреждения.

Ситуация довольно высокого отказа льготников от социального пакета характерна для таких небольших территорий, как Марий Эл. Несмотря на экономические достижения правительства республики последних лет, бюджет региона остается дотационным. Но у республики есть резерв, чтобы обеспечить бесперебойную работу как аптек, так и лечебно-профилактических учреждений для предоставления дополнительного лекарственного обеспечения.

РГ | Как вы оцениваете результат отказа от социального пакета?

Татаринова | Мы не можем сбрасывать со счетов факт недостаточной эффективности работы системы, связанной с дополнительным лекарственным обеспечением. Дело в том, что существуют факторы, которые влияют на эту систему. Например, в 2006 году перечень лекарственных препаратов по классу международных непатентованных наименований изменялся трижды. Это значит, что менялись коды, в связи с чем происходила задержка поступления и выдачи необходимых медикаментов в регионы. Кроме того, некоторые наименования лекарств из этого перечня выпадали, а получатели льгот к ним уже привыкли. Многое зависит и от поставщиков, насколько вовремя и оперативно они обеспечивают заявку. В Марий Эл, к примеру, заявка исполняется на 80 процентов. Выходит, что 20 процентов лекарств люди получить не могут. Очевидно, что есть серьезные недоработки также со стороны лечебно-профилактических учреждений, особенно в их взаимодействии с аптеками.

РГ | Чем недовольны жители республики, и в чем заключался смысл их претензий?

Татаринова | Выяснилось, что подавляющее большинство жалоб и вопросов связаны с невозможностью получить необходимый препарат, либо вместо одного лекарства льготнику предлагают заменитель, что, кстати, предусмотрено законом.

Вторая группа претензий говорит о том, что система получения лекарственных средств является достаточно сложной. Больному следует обратиться в поликлинику, попасть на прием к терапевту, затем посетить аптеку, если данного лекарства нет в наличии, нужно будет в течение десяти дней прийти еще раз.

РГ | Как, на ваш взгляд, можно исправить ситуацию, и какие меры были предложены членами рабочей группы?

Татаринова | Все претензии, которые были высказаны в рамках "горячей линии", поступили к нам в качестве заявлений. Данные документы были рассмотрены и переданы в управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по РМЭ и, насколько мне известно, по каждому заявлению были приняты конкретные решения.

Далее, вопрос о системе дополнительного лекарственного обеспечения несколько дней назад был вынесен на повестку заседания рабочей группы при главном федеральном инспекторе по реализации приоритетных национальных проектов. По итогам мероприятия было решено поручить управлению Росздравнадзора Марий Эл осуществлять постоянный мониторинг ситуации и взять под контроль часть механизма, касающегося обеспечения льготными лекарственными средствами. Региональная общественная приемная полномочного представителя президента в ПФО по РМЭ в свою очередь при поступлении обращений граждан по данному вопросу будет незамедлительно направлять информацию в региональное управление Росздравнадзора.

Здоровье Йошкар-Ола Волга-Кама