21.11.2006 02:00
Экономика

Сетевые магазины стремительно вытесняют ларьки и магазинчики

Малым торговым предприятиям приходится нелегко в борьбе с крупными сетевыми компаниями
Текст:  Жанна Трофимова
Российская Бизнес-газета - : №0 (581)
Читать на сайте RG.RU

По данным транснационального маркетингового агентства ACNielsen, сетевые торговые форматы стремительно вытесняют малый бизнес из российской торговли. Их распространение в Москве и Петербурге приближается к 50 процентам. Естественно, небольшие магазинчики при этом исчезают. Так, по словам депутата Госдумы от Санкт-Петербурга Оксаны Дмитриевой, в 2005 году только в двух районах города более 300 точек мелкорозничной торговли были перераспределены в пользу крупных структур.

В регионах показатели пока скромнее. На семь крупнейших сетевых ритейлеров приходится менее 10 процентов рынка. Остальные 90 процентов - это по-прежнему "неорганизованные" торговые точки. Тем не менее на Урале за прошлый год сетевые структуры (их в регионе около 250) поглотили 17 тысяч небольших магазинов.

Причины понятны. Сетевики могут "отжать" поставщика с ценой, использовать передовую технологию, красиво выложить товар, вложиться в рекламу, у них лучше построена логистика.

Увы, как считает исполнительный директор Лиги предпринимателей торговли Людмила Логотская, люди с низким достатком, а таких в России немало, ни психологически, ни материально не готовы стать покупателями супер- и гипермаркетов, которые к тому же нередко расположены за чертой города. Да и остальным горожанам вряд ли помешают рядом с домом привычные "Продукты".

С точки зрения закона наступление "сетевиков" - отнюдь не преступление. Как пояснили корреспонденту "РБГ" в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Москве, под антимонопольное законодательство (оно принято в начале 90-х годов) подпадает сеть, которая занимает не менее 35 процентов рынка в данной группе товаров. Однако сегодня товарооборот самого крупного ритейлера в столице - 8 процентов общерыночного.

Устаревшее законодательство, уверена Логотская, ставит под угрозу само существование малого торгового бизнеса. Если мы хотим сохранить этот немаловажный сектор экономики, надо тщательно проанализировать причины его невысокой рентабельности.

Магазинчик площадью 100 кв.м платит за оформление договора аренды на землю 50-60 тысяч рублей - столько же, сколько и большой гастроном. При этом Москомзем оформляет документы около года. За это время любая комиссия, приход которой нередко инициирован конкурентом, торговую точку может закрыть.

Индивидуальный предприниматель, преобразующийся в юридическое лицо, чтобы сохранить торговлю алкогольной продукцией, вынужден тратить огромные деньги на переоформление договоров аренды земли, помещения, всевозможных разрешений, лицензий. Между тем он мог бы израсходовать эти деньги на развитие предприятия.

Мешает, сетует Людмила Логотская, и явный разброд в чиновничьих головах. Как уже говорилось, мэр Москвы - за сохранение небольших магазинов. Между тем в прочих высоких кабинетах ясности по этому вопросу не наблюдается.

"Малому бизнесу в торговле делать нечего", - заявляет начальник Управления развития потребительского рынка Департамента потребрынка и услуг Маргарита Муранова. По ее мнению, малый бизнес должен заниматься бытовым обслуживанием и общепитом, а в торговлю должны прийти сетевые структуры, обеспечивающие лучшее качество товара.

Однако это еще далеко не все. В 2009 году в соответствии с законодательством о приватизации муниципальные помещения будут выставлены на торги. Площади могут скупить крупные финансовые группы, которые неизбежно повысят малому бизнесу арендную плату. Правда, заместитель главы минэкономразвития Андрей Белоусов обещает "малым" бизнесменам помощь государства. Предполагается, что помещения они получат на льготных условиях из специальных фондов нежилого имущества, которые сегодня создаются в муниципалитетах. В 2000 году доля товарооборота сетевых магазинов по всем группам товаров составляла 5 процентов. В 2006 году - 32 процента. Прогноз на 2009 год - до 60 процентов. На сегодняшний день на московском рынке присутствует более 100 сетевых компаний. Транснациональное маркетинговое агентство ACNielsen огласило недавно результаты исследования покупательского поведения жителей разных стран. Россия - на одном из последних мест в Европе по количеству магазинов. Жители наших городов довольствуются 18 продовольственными магазинами на миллион населения. Лидер - Норвегия: 391 магазин на миллион человек. Среди москвичей в любви к супермаркетам признались 54 процента респондентов - характерная величина для европейских столиц.

Товары и цены ЦФО