22.11.2006 00:10
Экономика

Почему работодатели скрывают несчастные случаи на производстве

Почему работодатели скрывают несчастные случаи на производстве
Текст:  Валентина Пичурина (Курганская область, Челябинская область)
Российская газета - Южный Урал: №0 (4228)
Читать на сайте RG.RU

Руководствуясь Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", работодатели сознательно утаивают истинную статистику травматизма. Топ-менеджеры предпочитают не выносить сор из избы, поскольку и размер страхового тарифа для конкретного предприятия, и возврат 20 процентов средств из фонда социального страхования, выделяемых на профилактику заводского травматизма, напрямую зависят от количества увечий и летальных случаев.

По официальным данным, с начала 2006 года на предприятиях Курганской области погибло 25 человек, 13 умерли на работе по причинам, вроде бы никак не связанным с производством, около 600 работников получили травмы различной степени тяжести. Но последнее число можно смело увеличивать на 30 процентов, потому что официальные данные — это лишь верхушка айсберга.

Главный технический инспектор труда объединения профсоюзных организаций Курганской области, член совета по охране труда при администрации области Зоя Стулина поведала корреспонденту "РГ", как виртуозно работодатели обходят закон. Во время проверок исполнения законодательства по охране труда специалисты заметили на некоторых предприятиях настораживающую тенденцию увеличения количества больничных листов с записью "травма в быту", "травма по пути на работу". Когда стали разбираться более детально, выяснилось, что только на одном заводе 53 факта травмирования работников расследованы ненадлежащим образом.

В листах временной нетрудоспособности значились отметки "случай на производстве", однако соответствующие акты на них не составлены и "случай на производстве" в спешном порядке переквалифицирован на "травму в быту" и "травму по пути на работу".

К сожалению, в сокрытии истинного положения вещей работодателям активно помогают сами пострадавшие. Месяц назад один из рабочих крупного промышленного предприятия Кургана серьезно повредил на работе глаз. В больничном листе ему написали "травма в быту". И лишь когда потребовалось дорогостоящее лечение, пострадавший признался, что получил травму на производстве. Сейчас в городской больнице лечится еще один заводчанин с тяжелой травмой брюшной полости. По его словам, на улице он упал на поребрик. Врачи в этом сомневаются и по характеру травмы подозревают, что мужчина поранился на работе. Поскольку больному помимо денег из фонда обязательного медицинского страхования требуются еще и дополнительные средства на восстановление здоровья, ему посоветовали  сказать правду — где он получил увечье. Но здесь пострадавшему приходится выбирать. Если предприятие признает этот случай как связанный с производством и расследует его, пациент сможет подлечиться за счет средств фонда соцстраха. В противном случае — если все останется шито-крыто, рабочий будет вынужден выкладывать деньги за лекарства из собственного кармана.

Главный технический инспектор Зоя Стулина считает, что люди идут на поводу у работодателя и оговаривают себя исключительно из-за страха потерять работу: они слишком зависимы от собственников заводов и фабрик. Профсоюзам известны даже факты откровенного подкупа работника: за то, что он скроет правду, ему обещают приплачивать "в конверте". При этом работник зачастую и не догадывается, что размер возмещения вреда, выплачиваемого из фонда соцстраха вследствие несчастного случая в несколько раз больше, чем обещанная работодателем "синица в руках". И еще одна веская причина латентного травматизма: чем меньше травм на производстве, тем больше шансов у предприятия получить возврат 20 процентов средств из фонда социального страхования на профилактические мероприятия. А это немалые суммы — от 300 тысяч до миллиона рублей. Кроме того, когда случаются травмы, начинает работать система депремирования, и в этом никто не заинтересован — ни работодатель, ни работник.

К сожалению, закон о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний обошел вниманием семьи работников, умерших на производстве вследствие общего заболевания. Бывает и так: пришел человек на работу — и неожиданно умер, потому что долгие годы носил в себе целый букет заболеваний. Семья осталась без кормильца и средств к существованию. Да и единовременная страховая выплата по случаю потери кормильца — сегодня мизерная сумма, 49 тысяч рублей. Профсоюзы Курганской области намерены добиваться внесения поправок в закон с целью увеличения размера выплаты по случаю смерти кормильца до 250 тысяч рублей.

По статистике, несчастные случаи происходят из-за плохой организации производства и технологических нарушений, отсутствия контроля со стороны администрации предприятия над трудовой и производственной дисциплиной. На последнем месте в рейтинге причин производственного травматизма — нарушение инструкций и правил техники безопасности самим работником. Нередко причиной увечий становится оборудование, которое на большинстве курганских предприятий давно устарело — и морально, и физически. В погоне за прибылью, объемами, желанием побольше заработать работодатели увеличивают интенсивность труда, но при этом забывают про обновление основных производственных фондов. Не торопятся работодатели и вводить систему управления охраной труда — восстанавливать соответствующие службы и принимать в штат освобожденных специалистов.

По Трудовому кодексу, если на предприятии работает 50 человек, в штате обязательно должен быть специалист по охране труда. Но в Курганской области на 18 тысяч хозяйствующих субъектов приходится всего 960 таких специалистов, и половина из них — совместители. Нельзя не отметить, что на некоторых промышленных пред-
приятиях менеджеры все-таки увеличивают расходы на охрану труда. Правда, таких единицы. На крупных заводах сумма охранных инвестиций на одного работающего может доходить и до четырех тысяч рублей, а вот в одном из сельских районов выделяют всего 32,5 рубля! Даже варежки на эту сумму не купишь…

Не повезло и бюджетникам: от нервных срывов и стрессов они не защищены, поскольку в бюджетном классификаторе и строчки такой нет — "охрана труда". Охрана труда приобретает особую значимость именно сейчас, когда в России во весь голос заговорили о сложной демографической ситуации, депопуляции населения, росте смертности. И по логике руководители предприятий должны заботиться о сохранении трудового потенциала, а не о том, как обмануть рабочего и закон

Кстати

По данным Федеральной инспекции труда по Челябинской области, в текущем году зафиксирован рост производственного травматизма, в том числе с летальными исходами. Так, за 10 месяцев 2006 года на производстве погибло 92 южноуральца (за аналогичный период прошлого года — 80 человек). Практически в два раза увеличился групповой травматизм — 23 случая (в прошлом году — 12), во время которых погибло 19 (14) человек. Рейтинг самых смертельно опасных производств возглавила обрабатывающая отрасль: 33 (26) погибших. Увеличился этот показатель в сельском хозяйстве — 9 (7) и добыче полезных ископаемых — 9 (4). Правда, заметно меньше стало смертей  в строительстве — 17 (22) и здравоохранении — 1 (5).

Занятость Охрана труда Социология Курганская область Челябинская область Урал и Западная Сибирь