Белорусская гражданская авиация - а ее основу составляют специалисты и руководители - исторически обязана появлением и развитием в первую очередь России. Именно оттуда еще задолго до Великой Отечественной войны прибыли первые летчики, техники, командиры. В послевоенные годы отрасль стремительно набирала высоту, освоив реактивную технику. Но специалистов-авиаторов для Беларуси еще долго готовили за пределами республики, главным образом опять-таки в российских академиях, институтах и училищах. И только в 1975 году в Минске было открыто первое и единственное в Беларуси авиационно-техническое училище гражданской авиации, которое быстро завоевало авторитет высоким уровнем подготовки специалистов для всего тогдашнего СССР.
С обретением бывшими союзными республиками независимости эти связи не оборвались. Авиаторы прекрасно понимали, что "деление неба" чревато падением уровня безопасности воздушных перевозок. В особенности это касается кадровой проблемы. Поэтому еще в 1998 году, руководствуясь подписанными к тому времени документами об образовании Союза Беларуси и России, авиаторы наших стран заключили соглашение о взаимной подготовке персонала в национальных учебных заведениях. С российской стороны в нем называются, помимо высшего авиаучилища в Ульяновске, Академия гражданской авиации в Санкт-Петербурге и Московский государственный технический университет гражданской авиации. С белорусской - Минский государственный высший летно-технический колледж, в который было в свое время преобразовано училище. Начиная с 2000 года его закончили 54 гражданина России, и сейчас здесь учатся 11 россиян.
Заместитель начальника колледжа Александр Лапцевич рассказывает, специалистов какого профиля готовят он и его коллеги для воздушного транспорта:
- Это как техники по самым разнообразным специальностям, так и специалисты высшей квалификации - по управлению воздушным движением, радиоэлектронной аппаратуре, самолетам и двигателям. При этом особое внимание уделяется английскому языку - вместо традиционных 250 учебных часов предмету отводится вдвое больше, а у диспетчеров - и вовсе 1200 часов. Все наши учебные планы согласованы в российских учебных центрах, соответственно и наш диплом безоговорочно признается в России.
К этому можно добавить, что будущие специалисты среднего уровня - их называют курсантами - находятся на практически полном государственном обеспечении. Но и студенты, получающие высшее образование, обучаются бесплатно, могут питаться в местной столовой и жить в общежитии за весьма умеренную плату.
Уровень подготовки, как известно, определяют педагоги. В колледже работают около 20 кандидатов и 2 доктора наук, что немало для относительно немногочисленного вуза. Многие из них ведут научно-исследовательскую работу, сотрудничая с российскими коллегами и привлекая студентов и курсантов. В колледже даже есть студенческое конструкторское бюро, где недавно был разработан и изготовлен небольшой самолет. Благо, в распоряжении преподавателей и ребят два учебных аэродрома, радиотехнический полигон, учебные мастерские. Практику курсанты и студенты проходят в наиболее успешных авиапредприятиях, на Минском авиаремонтном заводе. Есть, конечно, в колледже и разнообразные спортивные и художественные секции.
А что говорят сами курсанты? Будущий авиационный инженер Дмитрий Трапезников приехал в Минск из города Шарыпово Красноярского края. Проучился на первом курсе пока лишь несколько месяцев, но уже составил определенное представление о вузе: "Мне здесь нравится! Ребята в группе практически со всей Беларуси, дружные. Так что иностранцем себя не чувствую".
В перспективе уровень подготовки авиаторов в Минске еще более возрастет. Сейчас детально изучается возможность создания авиационной академии - помимо высшего летно-технического колледжа здесь действуют учебный центр подготовки авиационного персонала, авиационный факультет Военной академии. Объединение усилий, как нетрудно предположить, даст заметный результат. В частности, появится возможность на месте готовить научные и преподавательские кадры высшей квалификации в области авиации. Кстати, в нынешнем году колледж впервые принял на учебу 12 девушек. Так что, возможно, не только россияне, но и россиянки скоро будут получать тут "крылышки" для стильной формы авиаторов.