По оценке министра, в переговорном процессе с США был ряд сложных вопросов: в сфере финансовых услуг, интеллектуальной собственности, сельхозтарифов и ветеринарных мер: "В принципе по всем этим вопросам мы договорились о компромиссах. Где-то постановка вопроса была неприемлема для наших партнеров. Мы объяснили нашу ситуацию. В каких-то позициях мы согласились с американцами. И по всем этим вопросам мы нашли согласие". Вот главные контуры исторического компромисса, как их оценил Герман Греф.
Первое. "Прямые филиалы иностранных банков открываться не будут. Иностранные страховые компании будут иметь свои филиалы на российском рынке, но через переходный период в девять лет. По финансовым услугам мы договорились о том, что дочерние банки будут действовать только самостоятельными юридическими лицами на российском рынке с квотой 50 процентов, в которые не засчитываются те банки, которые уже присутствуют на нашем рынке".
Второе. "Договоренности с США по защите прав интеллектуальной собственности, достигнутые в рамках присоединения к ВТО, соответствуют интересам России. Я подписал письмо, которое имеет статус правительственного соглашения. В нем мы берем на себя обязательства следовать тем договоренностям, которых достигли ранее, - это улучшение законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав интеллектуальной собственности".
Третье. "Россия сохранила за собой право квотирования импорта американского мяса после 2009 года. В 2008 году мы должны будем решить вопрос о введении квот. Россия и США согласовали уровень тарифов ввозных пошлин на мясо. Стороны договорились, что поставки продовольствия будут осуществляться в строгом соответствии с требованиями и методикой Международного эпизоотического бюро. Американское государство гарантирует нам качество поставляемой на территорию РФ продукции, и Россия сохраняет за собой право аудита или проверок".
И четвертый, самый острый момент. "Россия успеет договориться с Грузией к моменту присоединения РФ к ВТО. Считаю, что до момента присоединения к ВТО будем находиться в контакте с грузинскими партнерами и успеем договориться о решении вопросов, которые будут стоять в повестке дня. Нерешаемых проблем на переговорах с Грузией нет".
Действительно, известна жесткая позиция грузинской стороны. В изложении грузинского премьера Зураба Ногаидели она прозвучала так: "Грузия не будет препятствовать вступлению России в ВТО, если торговля России с Грузией будет происходить через легальные таможенно-пропускные пункты".
Допуск официальных представителей Грузии на приграничные с Россией контрольные объекты в Абхазии и Южной Осетии, как сказал в беседе с обозревателем "РГ" грузинский политолог Самвел Жордания, "будет фактически означать контролирование Грузией внешней торговли Абхазии и Южной Осетии, что равнозначно возвращению этих регионов под контроль Тбилиси". Однако абхазские и южноосетинские власти "отнюдь не намерены в чем-либо уступать нынешним грузинским властям".
Однако многие зарубежные аналитики полагают, что компромиссы с Грузией, как и с Молдавией, неизбежны. По мнению Огниана Хиншоу, эксперта Берлинского международного фонда "Наука и политика", "Членство Москвы в ВТО - вопрос решенный. Несогласие США было единственной серьезной угрозой для России".
Да и не в интересах России проблемы со своим союзником - Арменией, которые, по экспертным оценкам, неизбежны в случае продолжения транспортной блокады Грузии: российско-армянские связи географически, да и политически возможны только через Грузию. К тому же совсем недавно, как сообщала "РГ", Москва договорилась с Ереваном о передаче армянских железных дорог в концессию России.
Кстати
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor,s 22 ноября, согласно его пресс-релизу, понизило прогноз по рейтингам Грузии - с "позитивного" на "стабильный". Агентство полагает, что сложные отношения с Россией и обострение положения в Абхазии и Южной Осетии могут уменьшить доверие инвесторов и снизить темпы экономического развития Грузии. По мнению Standard & Poor,s, дальнейшее обострение отношений с Россией неблагоприятно отразится на экономике Грузии. Агентство считает, что в 2007 году дефицит страны по счету текущих операций достигнет примерно 15 процентов, что на 5 процентов больше уровня текущего года.