23.11.2006 05:05
Власть

Владимир Путин написал статью для Financial Times

Взаимоотношения нашей страны и Евросоюза не должны выстраиваться по принципу "друг или враг"
Текст:  Владимир Кузьмин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4229)
Читать на сайте RG.RU

"Россия является естественной частью "европейской семьи" по своему духу, истории и культуре, - пишет российский лидер. - Она не стремится вступить в ЕС, но, размышляя о будущем наших отношений, я не вижу областей, которые не были бы открыты для равноправного стратегического сотрудничества, основанного на общих целях и ценностях".

За последние несколько лет Россия и Евросоюз стали важными политическими и экономическими партнерами. В рамках четырех общих пространств активно продвигается развитие отношений в самых различных сферах. Созвучны и подходы к вопросам международной безопасности. Россия и ЕС выступают за укрепление универсальных режимов, прежде всего нераспространения ядерного оружия и оружия массового поражения. Несмотря на тактические разногласия, стороны объединяет стремление к решению самых сложных международных проблем, таких как ближневосточный конфликт и вопрос об иранском "ядерном досье".

"Россия хочет, чтобы ее крупнейший сосед был стабильным и предсказуемым, и надеется, что перемены и расширение не приведут к размыванию единого правового поля ЕС, прежде всего в сфере обеспечения равноправия всех жителей ЕС, независимо от страны их происхождения, национальности и вероисповедания", - подчеркивает Владимир Путин.

Выстраивая долгосрочные отношения, убежден президент, нельзя замыкаться исключительно на технических или отраслевых вопросах, таких как квоты, тарифы, антидемпинговые и технические стандарты. Эта позиция актуальна еще и потому, что сторонам предстоит в скором времени начать работу над новым Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС). И будущие переговоры не должны свестись к обмену претензиями.

"Мы не сможем открыть новую страницу в истории нашего сотрудничества, если поддадимся страху перед растущей взаимной зависимостью, - замечает российский лидер. - Те, кто предупреждает об опасности зависимости Европы от России, видят отношения между Россией и ЕС в черно-белых тонах и пытаются втиснуть их в устаревшую схему "друг или враг". Такие стереотипы далеки от реальности, но их неослабевающее влияние на политическое мышление и практику несет в себе риск создания новых разделительных линий в Европе. Прошлое не должно использоваться для разъединения - переписать историю мы не можем".

Но чем ближе саммит, тем менее оптимистичными становятся взгляды на его перспективы. Особенно в части начала переговоров по будущему Соглашению о партнерстве. Как известно, Польша отказалась выдать Еврокомиссии мандат на ведение диалога с Россией, привязав свое решение к запрету Москвы на импорт польского мяса и требованию беспрекословной ратификации Энергетической хартии.

Хотя к самому саммиту позиции Варшавы, в том числе под давлением остальных членов ЕС, значительно смягчились. Она готова снять вето, если Еврокомиссия возьмет на себя обязательства добиться отмены российского эмбарго на польское мясо, а в будущее соглашение будут включены тезисы хартии. Такая позиция озвучена в специальном письме президента Польши Леха Качиньского к председателю Евросовета и премьер-министру Финляндии Матти Ванханену.

Ни по первому, ни по второму пункту требований Россия сдавать позиции не собирается. Спецпредставитель президента по развитию отношений с ЕС Сергей Ястржембский вчера в очередной раз заявил, что Москва не будет ратифицировать в существующем виде Энергохартию и транзитный протокол к ней. "Есть другие пути, - заметил он. - Например, Евросоюз предлагает и мы не против того, чтобы включить в будущий базовый договор между РФ и ЕС принципы сотрудничества в энергетической сфере". Учитывая позицию Москвы, Евросоюз тем более должен быть заинтересован в скорейшем начале переговоров по будущему СПС. Но опять же есть и другие варианты - переработать хартию и транзитный протокол.

"Из-за известных осложнений, которые проявились из-за позиции одного из членов ЕС, вероятно, к началу саммита у Еврокомиссии такого мандата еще пока не будет", - заявил спецпредставитель, комментируя возможность начала переговоров по СПС уже в Хельсинки. В любом случае обмен мнениями по этому вопросу между сторонами произойдет, потому что стороны заинтересованы в начале диалога.

При этом не следует драматизировать ситуацию в связи с тем, что Россия и ЕС могут не успеть к концу будущего года, когда истекает действующее соглашение, подписать новый договор. "Развитие отношений России и Евросоюза опирается на существующую правовую базу", - заявил Ястржембский. И никакого правового вакуума не наступит. СПС предполагает возможность его пролонгации на те сроки, которые обе стороны сочтут нужными.

Внешняя политика