23.11.2006 05:00
Экономика

Госдума затормозила поправки к Жилищному кодексу

Текст:  Ирина Невинная Тамара Шкель
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4229)
Читать на сайте RG.RU

Но как выяснилось, большинство жителей многоэтажек до сих пор не поняли стоящую перед ними судьбоносную задачу. Люди плохо информированы, никогда прежде они не несли ответственности за содержание жилья. И сейчас просто не знают, какой управляющей компании могут поручить вести свое жилищно-коммунальное хозяйство. К тому же никакой конкуренции, как полагают депутаты Госдумы, на рынке этих услуг в России нет. ЖКХ пока остается "заповедником вне рыночного комплекса", считает "единоросс" Петр Шелищ. Депутат Сергей Глотов (фракция "Народная Воля" - СЕПР) вообще потребовал прекратить разрушать ДЭЗы, а коммунист Владимир Кашин предложил решать проблемы жилищного фонда с учетом богатого опыта КПРФ.

Депутат Олег Шеин призвал коллег признать неэффективной работу правительства и самих думцев. Именно по этой причине, по его мнению, в очередной раз приходится переносить сроки выбора управляющих компаний. Шеин предложил даже объявить чрезвычайную ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве и объединить усилия для решения проблем ЖКХ, поскольку "бюрократия все проваливает". Он также обратил внимание коллег на нормы законопроекта, которые, по словам депутата, могут привести к закабалению потребителя и создать возможности для сумасшедшего обогащения. Объем платежей населения в области ЖКХ достигает трех триллионов рублей. И Шеин сомневается, что посредник, собирающий деньги с населения полностью и вовремя, передаст их коммунальщикам.

Независимый депутат Галина Хованская посочувствовала пенсионерам, которые не понимают, что они сейчас подписывают у почтовых ящиков в подъезде.

К чему может привести эта замена - ГУП "ДЭЗ" на ООО "ДЭЗ". Между тем к управлению домами могут прийти мошенники. А расторгнуть договор с управляющей компанией возможно только через суд.

Вице-спикер Госдумы Владимир Катренко поддержал многие сомнения коллег. По его словам, подавляющее большинство наших граждан пока не готовы принимать решение - либо они сами будут управлять всеми помещениями в многоквартирном доме, либо организуют товарищество собственников жилья или соответствующий кооператив, либо, скорее всего, доверят эту важную работу управляющей организации. Хотя значение правильного выбора в этой ситуации, считает Катренко, чрезвычайно высоко. Ведь от него зависит благополучная и удобная жизнь в собственной квартире. Такая ситуация может привести к тому, что гражданам будут навязаны управляющие компании, что просто монополизирует этот рынок услуг и в корне задушит зарождающуюся конкурентную среду отрасли. А если договоры об управлении многоквартирным домом с какой-либо компанией-монополистом будут заключены, расторгнуть их, даже в том случае, если они исполняются плохо или вообще не исполняются, будет очень трудно.

Катренко не исключает опасности, что могут возникнуть компании-"однодневки", непрофессиональные и недобросовестные. И если такие компании проникнут в сферу обслуживания жилья, последствия таких афер будут непредсказуемыми.

Это обстоятельство, как заявил вице-спикер журналистам, и заставляет депутатов обратить внимание на то, что в Жилищном кодексе не разработаны требования к управляющим компаниям, а это, разумеется, сделать необходимо.

Поэтому сама жизнь, говорит он, подсказала необходимость не спешить с введением в действие нормы Жилищного кодекса, обязывающей наших граждан принимать столь ответственное решение в оставшиеся до Нового года полтора месяца. "Единороссы" убеждены, что дополнительный год даст возможность собственникам жилья изучить проблему, получить информацию и принять единственно правильное решение. А законодатели смогут доработать Жилищный кодекс.

Объединенной Иркутской области быть - решили 438 депутатов Госдумы, принявшей вчера в первом чтении президентский законопроект об образовании нового субъекта в составе Российской Федерации. Таким образом, народные избранники вслед за президентом поддержали волю народа двух российских регионов, высказанную на референдуме 16 апреля 2006 года.

Новый субъект разместится на территории двух "старых" - Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области. Укрупненная Иркутская область появится на карте России 1 января 2008 года. А 12 октября 2008 года там состоятся первые выборы в Законодательное собрание. Первый губернатор в новом субъекте - появится позже. Президент должен назвать своего кандидата в течение 35 дней после начала работы регионального парламента. И глава региона, и его парламент получат свои полномочия на пятилетний срок. Объединенной Иркутской области до 2009 года из госбюджета будет оказываться такая же финансовая помощь, какая идет сейчас из федерального центра нынешней Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому АО. Но с учетом инфляции.

На вчерашнем пленарном заседании депутаты нижней палаты одобрили во втором чтении поправки в Градостроительный кодекс, которые помогут успешнее претворять в жизнь национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

   ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Вчерашнее решение депутатов отложить еще на год крайний срок выбора собственниками жилья способа управления их домами, очень не понравилось Федеральной антимонопольной службе.

ФАС России сообщила, что считает перенос сроков фактическим уходом от реформы ЖКХ, и, следовательно, принятие такого решения "нецелесообразно".

Напомним: суть реформы заключается в том, чтобы внедрить в эту традиционно монопольную отрасль рыночные механизмы. Производители и поставщики услуг должны конкурировать друг с другом, и в результате коммунальное хозяйство со временем станет работать лучше, а услуги стоить меньше. Сейчас всех жителей обслуживают ДЭЗы, МУПы, практически напрямую подчиняющиеся муниципальным властям. От воли и предпочтений жильцов-собственников мало что зависит: сменить "управдома" в принципе можно, но сложно. Да, впрочем, и основная масса жителей очень инертна: большинство о своих правах что-то слышало, но что конкретно дает, скажем, объединение в ТСЖ или выбор частной управляющей компании, представляет весьма смутно.

Авторы поправки действовали, по их заявлениям, исключительно в интересах жильцов: дескать, на рынке нет достаточного числа управляющих компаний, конкурирующих друг с другом, а потому есть реальная угроза, что собственники могут, проводя выбор способа управления, оказаться в лапах мошенников. И эти опасения, учитывая правовую беспомощность большей части нашего населения, имеют под собой вполне реальную почву.

Но вот что любопытно: те же в сущности аргументы приводят для подкрепления своей позиции и критики вчерашнего решения. Перенос срока принятия решения жильцами автоматически означает и перенос срока проведения муниципалитетами открытых конкурсов по привлечению управляющих компаний. Следовательно, сохраняется нынешнее монопольное положение ДЭЗов и МУПов. А это, по мнению начальника управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ ФАС Михаила Евраева, только усугубит сложившуюся ситуацию, когда коммуналка работает крайне неэффективно.

По мнению эксперта Института экономики города Дмитрия Гордеева, принятая поправка больше отвечает интересам чиновников, а не людей. Сейчас муниципалитет решает, что и за сколько ремонтировать, то есть по сути через "карманные" ДЭЗы контролирует все денежные потоки в "малой" коммуналке. А если домом управляют жильцы (через ТСЖ или заключив договор с профессиональным управленцем), чиновники теряют возможность единолично раздавать подряды по обслуживанию домов.

Причем чем дальше, тем о все больших суммах идет речь. Например, в Москве только плата за жилье достигает 10 млрд. рублей в год, а ведь есть еще огромные бюджетные средства, которые идут на субсидии жильцам и непосредственно в коммунальные конторы.

Есть еще один момент, на который обращает внимание директор направления "Городское хозяйство" того же института Сергей Сиваев. Смысл проведения конкурсов заключается не только в том, чтобы создать конкурентную среду, но и, главное, перейти в сфере управления многоквартирными домами на пообъектные договора, что означает: каждый дом - отдельный договор. Это обеспечивает, по мнению Сиваева, прозрачность коммунальной экономики. То есть управляющему конкретным домом станет выгодно установить счетчик на воду, утеплить дом, потому что он реально станет меньше платить за коммунальные ресурсы. Сейчас же в коммунальном хозяйстве царит полная уравниловка и неразбериха. Со всеми вытекающими последствиями.

Жилая недвижимость Госуправление Жилищное право