Вице-премьер России Сергей Иванов, председательствующий в Совете министров обороны СНГ, так обозначил ключевые темы обсуждения:
- Мы говорим о миротворчестве, создании единой системы связи, совершенствовании объединенной системы ПВО Содружества. Что касается Договора о коллективной безопасности, то речь пойдет о военно-технической помощи, а именно - поставках вооружения и техники, а также подготовке специалистов на безвозмездной основе в военных вузах России.
Ожидалось, что в Бресте подпишут соглашение о региональной системе ПВО Белоруссии и России. Этот документ прошел все согласования. Теоретически по поручению президентов двух стран под ним имеют право поставить подписи министры обороны или даже главкомы ВВС и ПВО. Однако эту процедуру вновь отложили. Сергей Иванов, правда, заверил, что до конца нынешнего года соглашение обязательно вступит в силу.
Между прочим, именно под Брестом дислоцируется зенитно-ракетная бригада белорусских Вооруженных сил, которую с помощью России перевооружают на современную систему ПВО С-300. Военные эксперты рассказали корреспонденту "РГ", что "трехсотка" может в перспективе прикрыть границы всего Содружества.
На самом деле содержать в боеготовности национальные армии, оснащенные вооружением и военной техникой советского производства, без помощи России сегодня неспособно ни одно государство СНГ. Ремонт, модернизация, переоснащение полностью зависят от российских поставок. Однако это не значит, что внутри Содружества и Договора о коллективной безопасности царит тишь, гладь да божья благодать. Явные и скрытые противоречия между бывшими советскими республиками проявляются порой самым неожиданным образом.
Например, на Совет министров обороны СНГ в мае этого года в Баку не прилетел глава военного ведомства Армении Серж Саркисян. Затяжной карабахский конфликт делает его для Азербайджана персоной нон грата. Правда, от встреч на нейтральной территории, скажем в Белоруссии, азербайджанский и армянский министры не отказались.
Но, пожалуй, самая парадоксальная ситуация складывается вокруг Узбекистана. Недавно эта страна заявила о восстановлении своего членства в ОДКБ. Однако на Совет министров обороны в Брест, где отдельно планировалось обсудить возвращение республики в Договор, узбекский министр почему-то не прилетел. Вместо себя он прислал заместителя по международному сотрудничеству в чине полковника.
Уставу организации это не противоречит. Но когда первые лица военных ведомств под разными предлогами игнорируют такие встречи, это выглядит двусмысленно. Между прочим, на заседании комитета начальников генеральных и главных штабов армий СНГ в прошлом месяце Ташкент также ограничил свое представительство заместителем.
- Узбекистан заинтересован не столько в сотрудничестве по линии СНГ и ОДКБ, сколько в двусторонних военных и военно-технических связях с Россией, - поделился своим мнением с корреспондентом "РГ" один из участников переговоров в Бресте. - У Ташкента сложились очень непростые отношения с другими членами Содружества и Договора - Таджикистаном и Киргизией. На их границах доходит порой до перестрелок. Поэтому ожидать дружеских объятий министров не приходится.
Конечно, это лишь частное мнение, и оно спорно. Однако понятно, что единственной реальной силой, способной сегодня объединить интересы различных государств Содружества, остается Россия.
Между тем
На Совете министров обороны ОДКБ представили словарь-справочник основных терминов и понятий по коалиционному военному строительству. Он насчитывает около 400 слов и словосочетаний на русском языке, используемых в штабных документах организации. Разработчики справочника объяснили корреспонденту "РГ", что он необходим, "чтобы избежать разночтения". Другими словами, термины вроде "военная опасность" или "военно-техническое сотрудничество" на всей территории ОДКБ теперь будут означать одно и то же.