24.11.2006 05:50
Власть

Михаил Фрадков: Минфин не справляется с налогами

Если будет учитываться мнение министерства финансов
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4231)
Читать на сайте RG.RU

Ведомство Алексея Кудрина представило на рассмотрение правительства, по сути, непроработанный материал об администрировании налога на добавленную стоимость (НДС). Тем не менее аппарат правительства, оценив документ, допустил его к рассмотрению на заседании. Впрочем, сделано это было по понятным причинам. Налоговые новации необходимы в первую очередь для того, чтобы в финансовом плане на 2007 - 2009 годы, который Герман Греф должен представить с опережением в сроках, рассчитать доходную базу. Сейчас у главного экономиста есть веская причина, чтобы затянуть этот процесс в сроках, пеняя на неторопливость ведомства Кудрина.

Видимо, поэтому премьер вчера и устроил публичную выволочку финансистам.

"Минфин явно не дорабатывает в налоговой теме", - жестко заметил Фрадков. По его словам, предложение главы государства о создании Совета по налоговой политике при президенте свидетельствует о том, что правительство и, в частности, минфин сами с этой работой не справляются. "То, что президент предложил создать совет, действительно следствие наших недоработок, - заявил Фрадков. - Нам нужно сделать вывод, что плохо мы работаем и по аналитике, и по координации работ".

На такое обвинение глава минфина Алексей Кудрин напомнил, что президент упрекнул правительство в том, что оно не может обеспечить стабильность налогового законодательства. "Минфин сейчас просто завален предложениями по изменениям законодательства в части отраслевых исключений - по отдельным операциям и видам деятельности. К сожалению, в последнее время позиция минфина все меньше учитывается при принятии подобных решений", - продолжал Кудрин. По словам министра, предложения о предоставлении налоговых льгот высокотехнологичным отраслям, авиапрому и некоторым другим видам деятельности обычно аргументируются их важностью и приоритетностью. Количество изъятий из действующего законодательства постоянно растет. "Мы, как правительство, являемся плохим фильтром", - констатировал главный финансист, заявив, что если впредь позиция минфина по данным вопросам будет учитываться больше, "у нас со стабильностью все будет в порядке".

Дискуссию на тему замены НДС на налог с продаж премьер даже не дал открыть, заявив, что правительство считает нецелесообразным его замену. По его мнению, НДС служит гарантией бизнесу и государству "с точки зрения налоговой собираемости", кроме того, НДС остается эффективным инструментом получения доходов в бюджет и требует лишь усовершенствования. "Хотелось бы сосредоточиться на недостатках, которые связаны с администрированием налога на добавленную стоимость", - подчеркнул премьер-министр. Замминистра финансов Сергей Шаталов, представлявший доклад о налоговых новациях, констатировал, что налоговая политика, проводимая в последнее время, привела к "инвестиционному буму" в стране. В итоге рост инвестиций в 2006 году может превысить 15 процентов. Шаталов связывает это прежде всего с политикой в области возврата НДС экспортерам, отменой таможенных пошлин на технологическое оборудование. По данным замминистра, благодаря этому импорт технологического оборудования возрос уже на 48 процентов, а общий рост импорта - на 36 процентов. Наибольший объем возмещения НДС приходится сейчас на электроэнергетику, металлургическое производство. Всего в 2006 году общий объем возмещения НДС экспортерам возрастет, по предварительным данным, на 60 процентов. Среди мер администрирования НДС Шаталов назвал введение так называемого НДС-платежа, специальную регистрацию налогоплательщиков НДС и внедрение автоматизированной системы контроля за ввозом-вывозом товаров. Правда, при этом сроки возврата НДС не изменятся.

- Вводится такая штуковина, как НДС-платеж, и так называемый клуб плательщиков НДС, - заметил первый вице-премьер Дмитрий Медведев. - Не получится ли так, что это закончится традиционными для нашей страны поборами?

- Критерии отбора в "клуб" будут жесткими, - рассуждал Сергей Шаталов. - Объемы оборота, регистрация.

- Но ведь угроза исключения из него будет присутствовать, - логично заметил Медведев. - Не создадим ли мы спецэкспортеров, которые будут платить за удержание в этом клубе?

В общем, в итоге первый вице-премьер предложил создать Совет при президенте по налоговому законодательству, пояснив, что эта структура могла бы быть создана "по аналогии с Советом при президенте по гражданскому законодательству". А в состав Совета можно было бы ввести не только ученых, но и финансовых экспертов различных учреждений. "Нам нужно налоговое законодательство, которое будет стабильно работать в том числе в интересах плательщиков налогов", - отметил Медведев, добавив, что "президент идею поддержал".

Шаталову идея, судя по всему, не понравилась, он посчитал, что ученые все же далеки от практики.

- Не обязательно туда одних ученых вставлять, - настаивал первый вице-премьер.

На помощь своему заместителю решил прийти Кудрин, предложив разъяснить позицию минфина.

- У нас же нет полемики, - оборвал финансиста первый вице-премьер.

Вообще опала главного финансиста вчера чувствовалась практически во всех вопросах, которые сыпались от его коллег.

Министр природных ресурсов Юрий Трутнев все же решил прояснить, кто же и с каким объемом оборота может попасть в "клуб" налогоплательщиков и что будет с теми, чей объем оборота будет меньше определенного минфином: "Закон не будет работать? НДС им возмещать не надо будет?"

Ответ Шаталова был несколько путанным, но в итоге выяснилось, что компании с оборотом, меньшим порогового значения, не обязаны будут платить НДС и соответственно не получат право на его возмещение. То есть попадут под режим, в котором работает малый бизнес.

- То, что вы рассказываете, понятно налоговикам, УБЭПу? - поддел премьер. - Мне уже мало, что понятно, хотя я занимался налоговой полицией. Администрирование же должно быть простым и ясным.

- Мы не просто фантазируем в минфине, - не удержался Шаталов.

- Но вы даете субъективный коррупционный инструмент (в виде автоматизированной системы контроля) для того, чтобы любой работник налоговых органов мог организовать еще одну проверку, - явно злился Фрадков.

Выяснилось, что и идея введения НДС-платежа с налоговиками не обсуждалась. Да тут еще и глава Центробанка, пожалуй, впервые за все время, которое он занимает этот пост, решил вдруг открыто пойти против ведомства Кудрина. По его словам, Центробанк наблюдает достаточно странные процессы с НДС. Игнатьев, по сути, попытался переложить все это на дырки в законодательстве и минфин. Однако министр финансов считает, что операции, о которых говорит Игнатьев, обладают признаками отмывания и легализации преступных доходов. "Легализация потому так и называется, что это внешне законная операция, но по определенным признакам видно, что за ней стоят преступники", - заметил он. Этими операциями должны заниматься ЦБ, Росфинмониторинг и МВД. "Минфин и ФНС готовы оказывать необходимую помощь этим структурам в выявлении подобных операций и подготовке законодательства, блокирующего их", - пояснил Кудрин, однако чтобы выявить их, необходимы специальные методы анализа, которыми владеют ЦБ и Росфинмониторинг.

После часовой дискуссии правительство направило на доработку предложение министерства финансов.

Кстати

Вчера премьер-министр Михаил Фрадков поручил министерствам и ведомствам в ближайшие дни завершить формирование позиции правительства по проблемам энергообеспечения российской экономики с тем, чтобы рассмотреть эти вопросы на следующем заседании кабинета министров. Поручение дано в адрес минпромэнерго, минэкономразвития, минфина, Федеральной службы по тарифам, Федеральной антимонопольной службы. В течение ближайших нескольких дней необходимо завершить формирование согласованной позиции правительства. А уже в четверг глава правительства должен доложить президенту согласованные предложения. В первую очередь они коснутся решения проблемы снятия дефицита электроэнергии и нарастающего дефицита в газовом обеспечении. По сути, должна быть выработана система мер, которая позволит гибко реагировать на изменяющуюся мировую конъюнктуру по ценам и задействовать все инструменты, включая ценовой фактор, который существенно влияет на формирование спроса на газ.

Госуправление Правительство