24.11.2006 04:00
Экономика

Начинается реализация самого дорогого столичного проекта

Начинается реализация самого дорогого столичного проекта
Текст:  Екатерина Севрюкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4231)
Читать на сайте RG.RU

Как говорит мэр Москвы Юрий Лужков, этот остров расположен на "потрясающем и самом вкусном в Москве месте". И в самом деле, остров буквально усыпан памятниками мировой культуры, признанными ЮНЕСКО. Здесь стоят церковь Софии Премудрости Божией, палаты Аверкия Кириллова, храм Николы в Берсеневе и т.д. Но пока все это великолепие тонет в сером цвете, перемешавшись с полуразрушенными зданиями, промобъектами, автобазами и складами... Мириться с этим и дальше, особенно при нынешнем дефиците земли в столице, городские власти, конечно же, не захотели. Так три года тому назад по инициативе правительства Москвы родилась программа "Золотой остров". Она включает в себя как новое строительство и реорганизацию транспортного и пешеходного движения, так и реконструкцию существующих объектов, вплоть до обновления инженерных коммуникаций и освоения даже "подземелья" в этих местах.

По первоначальным проектам, дорогую землю собирались "засеять" элитными домами, которые уже одним своим местоположением были бы оторваны от "простой" столичной жизни. При нынешнем спросе на элитное жилье инвесторы землю разобрали бы здесь буквально по сантиметрам. Но, к счастью, победила другая точка зрения, поддержанная и городскими властями. Центр столицы должен принадлежать всем москвичам без исключения. Именно эта позиция и легла в основу утвержденной концепции.

В соответствии с ней остров должен стать любимым местом и москвичей, и туристов. Здесь будет где всласть погулять, не опасаясь попасть под колеса транспортного потока - по всей территории будут разбросаны большие и малые пешеходные дорожки. В частности, под пешеходное движение планируется освободить всю Софийскую набережную, а автомобильное движение, как в Голландии, опустить на консоль - пониженный на 2 метра уровень вдоль берега Москвы-реки от Каменного до Москворецкого моста. Единым пешеходным пространством станут и сквер Репина с Болотной площадью, куда беспрепятственно можно будет попасть из Лаврушинского переулка. В систему пешеходного движения включат также мосты, связывающие остров с Якиманской набережной, и далее - со стилобатом храма Христа Спасителя.

Тем не менее на отправную для прогулок точку с комфортом доставит подземка, так как появится новая станция метро "Кадашевская" с выходами в районе кинотеатра "Ударник" и в районе храма святителя Николая на Берсеневке. Таким образом, западная стрелка острова полностью превратится в пешеходную озелененную зону, насыщенную кафе, ресторанами, торговыми площадями. Все новые строения, успокаивают проектировщики тех, кто волнуется, не испортят ли новостройки исторического облика сердца Москвы, не превысят четырех этажей в зоне Водоотводного канала, шести этажей в зоне Москвы-реки и восьми этажей - в центре острова.

Автомобилистам придется умерить пыл: они будут двигаться односторонними потоками по Болотной улице и Болотной набережной с востока на запад, с пересечением в разных уровнях с пешеходным потоком, движущимся по Лужкову мосту, и по дублеру Софийской набережной с запада на восток. Но и об их удобствах проектировщики тоже подумали: вдоль сквера Репина появится подземный транспортный тоннель. Автомобили здесь можно будет оставить прямо под проезжей частью улицы Серафимовича на перехватывающих автостоянках.

Еще один тоннель предусмотрен вдоль Болотной улицы и Болотной набережной, который заканчивается пандусом для въезда в подводный многофункциональный комплекс с автостоянкой "Водный мир" под Водоотводным каналом с выездом на Кадашевскую набережную. Подобная стоянка откроется также под каналом в районе Якиманской набережной. Вместе они обеспечат местами 1600 автомобилей. В расширенной части Водоотводного канала можно посидеть с чашечкой кофе в летнем кафе.

Все это не просто планы на бумаге. Уже к следующему Дню города достроят мост, который ведет от храма Христа Спасителя до Берсеневской набережной и пока обрывается на десятиметровой высоте. Он будет плавно "перетекать" в пешеходную эстакаду, которая через Водоотводный канал выйдет на Якиманскую набережную. Планируется, что в этом месте популярностью у москвичей будут пользоваться смотровые площадки с видом на храм Христа Спасителя, Кремль, комплекс Замоскворечье и на Москву-реку.

Но больше всего повезет туристам и гостям города, которые смогут любоваться этой красотой круглые сутки. Дело в том, что на острове появится множество отелей. Они разместятся с двух сторон от моста, рядом с домом английского посла на Софийской набережной, а также неподалеку от офиса "Роснефти". Спор о том, быть или не быть жилью на острове, похоже, инвесторы все-таки выиграли и жилье будет, но не в таком большом количестве, в каком хотелось бы людям с деньгами. "Мэр дал команду оптимизировать проект, то есть сократить планировавшийся объем жилья. Как раз над этим мы сейчас еще и работаем", - сообщил корреспонденту "РГ" Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы. - Видимо, в каждом проекте небольшая жилая зона все-таки будет. Понятно, что построят там не муниципальные квартиры". Кузьмин считает, что появление жилых домов поможет стать острову живым в любое время суток.

Первая очередь реализации проекта предусматривает комплексную реконструкцию территории от памятника Петру I и кварталов кондитерской фабрики "Красный Октябрь" до Москворецкого моста, где появятся пункты информационной поддержки, небольшие кафе и рестораны, туалеты. При этом специально для иностранных туристов все указатели продублируют латиницей. "Вопрос о переводе кондитерской фабрики "Красный Октябрь" уже решен, - рассказал Сержантов. - Фабрика переезжает на новые территории". От нее останется лишь здание, в котором откроют Музей шоколада.

Покинут территорию острова также ГЭС-2, Берсеневская подстанция, завод ОЗАП "Мосэнерго", главный вычислительный центр РАО ЕЭС и тяговая подстанция "Мосгортранс". На участке между корпусами фабрики "Красный Октябрь" и территорией памятника архитектуры - "Усадьба Аверкия Кириллова", включающего в себя церковь Николы на Берсеневке, вдоль новой пешеходной трассы предполагается строительство развитого общественно-гостиничного центра. Здесь разместятся рестораны и зрелищные комплексы. Но все памятники архитектуры, уверяют проектировщики, останутся нетронутыми.

Инфраструктура ЦФО