Эксперты предостерегают, что тотальное ужесточение отношений с импортерами непременно приведет к оскудению прилавков и, как следствие, к очередному росту цен на дары моря.
"Рыбная" проблема, поднятая Россельхознадзором, состоит в том, что, покупая сейчас рыбу или морепродукты, россияне не могут быть вполне уверены, что, например, филе морского языка, действительно окажется им, а не филе селедки. Подобные подлоги - дело рук не конечных продавцов, а импортеров, скрывающих истинные объемы, а зачастую и незаконность улова, а также показатели безопасности своей продукции. Чтобы пресечь такое явление в торговле с Норвегией, с 1 января 2006 года Россельхознадзор запретил ввоз из этой страны рыбы, в которой наши специалисты обнаружили кадмий и свинец. Норвежцы для проверок предложили более 40 предприятий. Но Россельхознадзор выдал постоянные разрешения на экспорт в РФ только восьми, которые работают по полному циклу. То есть занимаются выращиванием, добычей, переработкой и отправкой продукции потребителям. Такой успех вдохновил Россельхознадзор на распространение удачного опыта, и теперь он намерен эту практику применить в других странах. Уже в декабре группа российских инспекторов проведет проверку рыбных заводов в Исландии, на Фарерских островах и во Вьетнаме, далее на очереди - Дания и Голландия. "Импортируя рыбу с аттестованных заводов, мы будем иметь полное представление о ее объемах и качестве, - сказал глава Россельхознадзора. - С одной стороны, этот факт должен бы порадовать россиян". Но у проблемы есть и другая сторона, о которой корреспонденту "РГ" рассказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Любое препятствие для деятельности рыбопереработчиков будет не в пользу России: их продукция найдет спрос в других странах, а наше население в очередной раз лишится ценного продукта. Ведь по сравнению с концом 80-х годов уровень потребления рыбы в России уже сократился в разы. К тому же всякий подобный шаг очень быстро превращался в дополнительные рубли, которые платил российский потребитель, еще способный купить рыбу. Пример тому - та же норвежская семга, которая за последние 2 года подорожала в два раза и в результате для большинства населения стала недоступной.
Что касается поставок сельхозпродукции из Польши, ввоз которой запрещен в Россию из-за постоянных нарушений фитоветеринарного законодательства, то, по словам Данкверта, его ведомство не ведет никаких переговоров с Польшей о возобновлении торгового сотрудничества и не планирует проводить инспекции на ее предприятиях. При этом Данкверт обратил внимание на то, что "аттестация российских предприятий на право поставок продукции в страны ЕС длится годами, так что и со стороны России этот процесс требовал и требует времени".
Кроме того, Россельхознадзор уведомил Еврокомиссию о том, что с 1 января 2007 года может приостановить поставки мяса и мясных продуктов из Евросоюза, если не удастся урегулировать проблемы, связанные со вступлением в ЕС новых членов, Болгарии и Румынии. По словам главы Россельхознадзора, "снятие границ" с этих двух стран может привести к тому, что зараженная продукция из них через Польшу попадет в Россию. Это при том, что в Болгарии и Румынии зарегистрированы опасные болезни животных, и поставки мяса из этих стран в Россию запрещены. А в представленных ЕС документах нет гарантий безопасности поставок мяса.
"Создается впечатление, - сказал Данкверт, что европейская сторона намеренно затягивает принятие решения. С тем чтобы с 1 января поставить Россию перед фактом". В этом случае, предположил чиновник, Россия разрешит поставки только из тех стран ЕС, которые не замечены в контрабанде продукции, добавив, что в контрабанде уличены прежде всего Польша и страны Балтии.