Но так сложилось, что начало белорусского форума и саммит НАТО в Риге совпали по времени. И это дало повод некоторым российским политологам называть происходящие в Минске события "саммитом антиНАТО".
Повестка дня, которую предстоит рассмотреть президентам государств СНГ, настолько похожа на программу казанского саммита Содружества, проходившего летом в России, что невольно возникает ощущение дежавю.
Главным пунктом минского форума вновь стал давно набивший оскомину вопрос о реформировании СНГ. В Минске лидерам государств предстоит обсудить около тридцати вопросов, затрагивающих реформу Содружества.
Но все же изюминкой саммита обещает стать доклад Группы высокого уровня, которая изучала возможность повышения эффективности в работе структур СНГ.
Впрочем, мало кто верит, что ответ на этот вопрос устроит всех участников минского саммита. Содружество давно раскололось на несколько соперничающих лагерей, каждый из которых имеет собственное представление о будущем организации. До сих пор входящие в СНГ страны сохраняли единство, пожалуй, только в одном вопросе - в прежнем виде Содружество существовать не может. Но дальше констатации этого факта дело не сдвинулось.
Слишком трудно оказалось найти политический компромисс, когда Казахстан, например, настаивает на более жесткой интеграции внутри СНГ с учетом уровня проведенных реформ и состояния национальных экономик. А президент Белоруссии Александр Лукашенко, напротив, утверждает: "СНГ никому не мешает, и нет необходимости под видом реформирования сужать или разрушать организацию".
Долгое время интригой минского саммита оставался вопрос о присутствии на форуме руководителей Украины и Грузии. Но после того как Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили не получили приглашений на натовскую встречу в Риге, стало ясно: в Белоруссию они приедут. И постараются использовать эту трибуну для демонстрации своей приверженности европейским ценностям. Грузинский лидер участие в саммите объяснил желанием встретиться с коллегами из стран Содружества, с кем Тбилиси связывают интенсивные двусторонние отношения. Саакашвили упомянул о своей заинтересованности во встрече с президентом России Владимиром Путиным, для того чтобы, как он выразился, "разгрести проблемы, мешающие налаживанию отношений между двумя странами".
Тем не менее грузинские политологи убеждены: если на саммите в Минске что-то пойдет не так, Саакашвили постарается погромче хлопнуть дверью перед выходом Грузии из состава СНГ, придав белорусскому форуму скандальный характер. Эксперты не исключают, что грузинский лидер повторит в Минске тезисы своего выступления в Европарламенте, где он обвинял Россию в имперских амбициях. Причем на случай такого развития событий президенты государств, входящих в ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), якобы заранее подготовили совместное заявление в поддержку грузинской позиции.
Более сдержанные, чем прежде, подходы к деятельности СНГ на саммите в Минске продемонстрирует Киев. Для президента Виктора Ющенко "Содружество - одна из международных структур, в рамках которой существуют перспективы реализации проектов, выгодных для страны".
Единственный неприятный сюрприз, который может преподнести на саммите Украина, - вновь поднять вопрос о признании Голодомора начала 30-х годов геноцидом украинского народа. Однако согласится ли Ющенко вынести на обсуждение лидеров Содружества эту "домашнюю заготовку", пока не ясно. Официально в пресс-службе главы украинского государства лишь сообщили о планах Киева внести в повестку дня саммита вопрос о выполнении странами, входящими в СНГ, предложений по реформированию организации, которые Ющенко озвучил на форуме в Казани.
Накануне встречи глав государств в Минске в столице Белоруссии прошли переговоры министров иностранных дел Содружества, где, судя по всему, была предпринята очередная попытка сгладить существующие противоречия. Или по крайней мере договориться не выносить сор из избы, оставив разногласия между участниками форума на рассмотрение экспертных групп.
Эксперты утверждают, что интерес к встрече в Минске обусловлен не столько экономическим интересом лидеров СНГ к деятельности Содружества в целом, сколько желанием из "первых уст" подробнее ознакомиться с новыми правилами игры на постсоветском пространстве, которые предложила Россия. Минский саммит призван поставить жирную точку в затянувшейся политике субсидирования со стороны Москвы экономик ряда стран СНГ. И эта новая реальность заставляет многих на постсоветском пространстве задуматься над тем, как жить дальше. Суть происходящих процессов первый заместитель министра иностранных дел Андрей Денисов выразил кратко: перевод торгово-экономических связей внутри СНГ на рыночную основу. Без политики и исключений.