По мнению руководителя Экспертного управления президента РФ Аркадия Дворковича, нехватка строительных материалов в стране может начаться с 2008 года, причем в некоторых регионах это уже происходит. "Поэтому необходимо ввести новые мощности и модернизировать старые. В ближайшие годы это потребует инвестиций в десятки миллиардов рублей, а также новых энергетических ресурсов", - подчеркнул Аркадий Дворкович. Причем надо ликвидировать огромный дисбаланс производства и потребления стройматериалов по регионам.
Кусачие цены
Более половины затрат строителей - 54 процента - приходится на материалы и конструкции.
Цены на них во многом определяют стоимость вводимых квадратных метров.
По данным минрегиона, картина такова. В сравнении с 2000 годом цена производства, например, цемента составила в 2005 году 320 процентов, щебня, гравия и листового стекла - 200, керамической плитки - 130 процентов. Все это наиболее употребляемые материалы, так называемый хлеб строительства. Нетрудно представить, что творится с "маслом".
Особо следует отметить превышение цены приобретения над ценой производства в 1,5 - 2,5 раза. Не правда ли, впечатляюще?
Однако пока речь о ягодках. Цветочки впереди. Худо-бедно в 2001-2005 годах росли объемы выпуска цемента и нерудных материалов на 8-10 процентов, керамической плитки - на 26,5, волокнистых теплоизоляционных материалов - на 47, сборного железобетона и стекла - почти на 6 процентов. Подобная динамика удерживается и в текущем году.
Неплохие, казалось бы, темпы, но от какой базы? За девяностые годы производство цемента уменьшилось более чем втрое - с 82 миллионов до 25,9 миллиона тонн. Страна-то практически не строилась, а совсем наоборот. Больнее всего кризис тех лет ударил по промышленности стройматериалов. Оно и немудрено в связи с почти полной ориентацией отрасли на внутренний рынок. Экспорт по отдельным видам продукции составляет 4-6 процентов. Строители также на 98 процентов привязаны к отечественным поставщикам.
В новом веке отрасль ожила и встала на ноги. Сможет ли она в прежнем качестве решать новые задачи? Ответ, думается, очевиден.
Специалисты считают, что "цветочки" проявятся уже к 2009 году, когда иссякнут оставшиеся резервы производственных мощностей. Тогда нацпроект столкнется с дефицитом материалов. А ведь жилищное строительство не единственный их потребитель.
Старье берем и... донашиваем
Получив в "наследство" предприятия промстройматериалов, новые хозяева мало заботились о перспективе. Сейчас степень износа основных фондов оценивается в 60 процентов. Средний возраст машин и оборудования перешагнул за 17 лет.
Неудивительно, что по удельному топливо- и энергопотреблению российская промышленность стройматериалов как была, так и осталась одной из самых прожорливых за пределами постсоветского пространства. Возьмем, к примеру, цементную промышленность. Из 43 ее предприятий полного технологического цикла 39 используют дедовский, так называемый "мокрый" способ, требующий повышенного расхода топлива.
В США, Германии, Испании, Италии, Японии новая "сухая" технология занимает не менее 40 процентов. Удельный расход топлива у них составляет 100-115 килограммов на тонну клинкера. В России вдвое больше - 218 килограммов.
С 1990 по 2005 год вошли в строй всего две линии по производству цемента общей мощностью 1 миллион тонн. Причем одна из них, можно сказать, "полусухая", а другая "мокрая".
Лишь 15 процентов отечественного цемента сертифицировано на соответствие международным стандартам. Что касается других стройматериалов, то, скромно говоря, значительная их часть также уступает по качеству лучшим зарубежным аналогам.
Чем перевооружаться? Существовавшая прежде целая специализированная машиностроительная отрасль и научная база развалены. Закупать импортные технологии и оборудование - дорого.
Тем не менее активизация строительства в целом и главным образом принятие нацпроекта по жилью пробудили бизнес-интерес к отрасли промстройматериалов. В игру вступают крупные корпорации, готовые инвестировать в новые производства с современным техническим уровнем. Все бы хорошо, только размещать предприятия они хотят в основном "поцентральнее".
Едем, едем, едем...
В отрасли существовал и сохранился перекос в размещении производительных сил. Европейская часть перевешивает сибирские и дальневосточные просторы, которые надо бы осваивать наиболее ускоренно.
Самую жгучую потребность российская промышленность стройматериалов испытывает в специальных вагонах для перевозки цемента, сыпучих материалов, древесины. В регионах, где по объективным причинам невозможно их производство или нет позаботившихся о разработке местных ресурсов, уже сейчас ощущается нехватка основных стройматериалов. Транспортная составляющая в цене приобретения колеблется от 10 до 50 процентов в зависимости от расстояния.
Грозящий дефицит стройматериалов могут сдержать как новые, так и "хорошо забытые старые" технологии по использованию золы и шлаков, отходов деревообработки. Достаточно проявить инициативу и снять с архивных полок сведения об уже разведанных в регионе месторождениях нерудных материалов, песка, известняка и т.п. Нередко и резервы роста, и дополнительные рабочие места бывают буквально под ногами - только руку протяни. В связи с развитием малоэтажного строительства, применением легких бетонов снижается цементоемкость жилья.
Все только начинается
Так ли неизбежен дефицит стройматериалов? Конечно же, нет. При условии, что в оставшиеся до критического момента два-три года надо помочь бизнесу нарастить мощности на качественно новом уровне и там, где может возникнуть особенно острая ситуация.
Набор инструментов для этого у государства имеется. Два-три года - достаточный срок для ввода новых производств.
Пора бы и бизнесу всех мастей, включившемуся или только входящему в реализацию нацпроекта, оценить его масштабность и перспективы прибыли с оборота, чтобы не гнаться за быстрыми деньгами. В этой отрасли уже отмечались, в том числе антимонопольной службой, факты ценового сговора. Между тем именно предпринимательство заинтересовано в жизнеспособности и успехе нацпроекта. Ведь это такое поле, где счет идет на многие миллиарды. И только вверх.