Церемония
"Рамку" профессионального торжества телевизионщиков инкрустировал на сей раз телеканал СТС - "первый развлекательный", как он сам себя аттестует.
"Развлечение" из отменно длинной череды выходов на сцену награжденных и их благодарственных спичей получилось относительным. Все-таки вынести шестичасовой наградной марафон, хотя бы и с антрактом на неделю, - испытание не для широкой публики. Но стоит заметить, что сценаристы и режиссеры шоу-награждения с телеканала СТС сделали, что смогли: они отказались от пафосных декораций и длинноногих изящных барышень, выносящих на авансцену тяжеленных "Орфеев", от лазерных эффектов, от "вип-вручантов". Они до минимума сократили музыкально-танцевальный гарнир.
Шоу "Профессии" как шоу было скрашено бессменным ведущим Иваном Ургантом с его невозмутимой ироничностью. Кроме прочего, в нем отсутствовали привычные в подобных случаях претензии на всемирно историческое признание заслуг профессионалов. Но присутствовала теплота корпоративного праздника.
Во "втором тайме" не было ни теплоты, ни Ивана Урганта. Зато много было Малахова и Канделаки. Отчасти "Лица" спасали "мюзикальные" заставки к номинациям - это такие пантомимы под музыку, в иных случаях остроумные.
В целом же надо признать, что оживленность формы зрелища так и не победила его внутреннюю скуку. Так, может, в академии надо что-то поправить?
Академия
Она, как известно, была создана с одной-единственной целью - раздачи пряников, то бишь профессиональных наград. Все-таки потребность в "гамбургском счете" в сфере телетворчества, как нигде, велика. В Останкино граждане от мала до велика молятся одному богу - Рейтингу. Бог этот, как известно, покровительствует коммерции. Стало быть, он языческий. Но должно же быть что-нибудь святое...
Телемастера решили: пусть это будет "ТЭФИ" - статуэтка бронзового Орфея, награда, венчающая труд профессионала в своем деле. Тут сразу повис вопрос: "А судьи кто?" Было решено: пусть это будут лучшие из лучших. То есть академики.
Первых академиков никто не выбирал; их назначили... сами назначенные. Потому среди них оказалось так много телевизионных начальников.
Узок был круг первых телеакадемиков, и потому их суд оказался слишком субъективным. Тогда круг резко расширили. Суд стал более объективным, но тут обнаружился другой его изъян: он был менее контролируемым со стороны фунционеров ТВ. У последних появились основания говорить о случаях протестного голосования, коим и объяснялось то обстоятельство, что слишком большое количество статуэток уходило на малорейтинговый канал "Культура". Чтобы как-то минимизировать возможности сговора представителей одного телеведомства против другого, рискнули голосовать всем академическим сообществом, прямо на церемонии.
Проголосовали. Боссы опять остались недовольными. И тогда-то была изобретена та схема, по которой выбираются лауреаты уже два года. Суть ее в следующем.
Прежде всего никакой анонимности. Отдаешь голос, будь любезен расписаться на нем. Это очень удобно для начальников - так они могут контролировать степень лояльности к себе непосредственно и косвенно подчиненных. Поэтому перед началом церемонии академики дают согласие на участие в процедуре голосования, а по ходу ее компьютер произвольно отбирает среди них бригаду судей. Бригад несколько. На каждый блок номинаций - своя. Надо ли объяснять, что в этой ситуации лотерейный характер выбора превалирует. Недаром кинорежиссер Александр Прошкин, вышедший на сцену, чтобы принять "Орфея", присужденного Чулпан Хаматовой, поблагодарил в первую очередь компьютер.
Заметим к этому, что, как выясняется, большинство академиков не видели работ своих коллег и знают о них либо понаслышке, либо не знают вовсе. И тогда начинают работать иные факторы: корпоративная солидарность, дружеские чувства, личная неприязнь, ревность к успеху.
Потребность в реформе академии и процедуры голосования, на мой-то взгляд, очевидна. Первое, что надо сделать, опять же на мой взгляд, это отчислить из академии боссов. Пусть начальники Эрнст, Добродеев, Пономарев, Роднянский, Паухова и прочие образуют свою касту и выдают свои "ТЭФИ" тем, кого они сочтут их достойными.
Второе: необходима более внятная система номинаций. Как объяснить людям, называющим себя "академиками" и считающими себя высокими профессионалами, что нельзя ставить на один старт телепередачу и телефильм. Как это произошло с хорошей программой "Линия жизни" и с неплохим видеофильмом "Личная жизнь. Майя Плисецкая". Это все равно, что сравнивать прыжок в длину с прыжком в высоту.
Третье: необходимо перед определением финальной тройки номинантов экспертное сито, которое бы отсеивало такие прорехи на теле ТВ, как, к примеру, "Пусть говорят".
Последнее: голосование должно быть общим и тайным.
В остатке
Понятно, что нынешняя церемония оказалась в значительной степени кривым зеркалом. Другое дело, что и в кривом зеркале можно увидеть отражение реальности.
В зеркале "ТЭФИ-2006" из реалий минувшего телесезона мы узрели следующее. На информационно-аналитической площадке сегодня нет реальных лидеров, и потому конкуренция на ней мало кому интересна. (Почему "Время" предпочтительнее "Сегодня" - убейте меня, не знаю.) То же самое можно сказать о дискуссионных программах.
Где есть определенное шевеление, так это на поприще документальных фильмов, документальных циклов. Так, здесь есть и реальная конкуренция, что мы и могли увидеть на церемонии, когда столкнулись Сванидзе и Радзинский.
Шевеление борьбы было заметно и на развлекательном поприще. Очевидный фаворит Первый канал уступает здесь одну позицию за другой - и "России", и СТС. Программа Жванецкого взяла верх над программой Галкина. А последний в другой номинации проиграл Татьяне Лазаревой и Михаилу Шацу. Напомним, что и "Танцы со звездами" превзошли "Большие гонки".
Но самой важной с точки зрения репутационного веса было соревнование на поприще художественного сериала. Здесь Первому вообще нечего было противопоставить чемпиону по ТВ телеканалу "Россия". Не "Есенина" же с "Золотым теленком" было выставлять против "В круге первом" и "Мастера и Маргариты"... Все духовные и креативные силы топ-менеджеров Первого ушли, похоже, на промоушн, где они и победили.