Эксперты ЦМАКП считают, что повышение доходов компаний позволит им опережающими темпами наращивать заработную плату. С учетом одновременного расширения зарплаты в бюджетных секторах реальный прирост среднемесячной начисленной заработной платы может составить 12,5-12,7 процента. Соответственно, увеличение реальных располагаемых доходов (учитывая повышение пенсий, являющееся важнейшим элементом государственной политики, и рост предпринимательских доходов) оценивается в 11,0-11,2 процента, что выше прошлогоднего уровня.
Рост реальных располагаемых доходов, в свою очередь, приведет к быстрому расширению объема потребительских рынков. Динамика оборота розничной торговли оценивается в 11,0-11,2 процента. Темп прироста инвестиций в целом за год оценивается в 11,0-11,2 процента, что связано как с расширением инвестиций за счет собственных средств, так и с почти удвоившимися прямыми иностранными инвестициями. Как считают в ЦМАКП, именно это создало условия для возвращения к быстрому росту производства. Так, в промышленности интенсивное расширение выпуска продукции в середине года отмечалось по широкому кругу обрабатывающих производств, выпускающих конечную продукцию, включая инвестиционное оборудование и потребительские товары. Отметим, что данные других исследований не столь оптимистичны и фиксируют как раз замедление роста обработки. С другой стороны, показатели доходов и потребления экспертами Института экономики переходного периода (ИЭПП) оцениваются выше.
В целом прирост промышленного производства оценивается ЦМАКП в 4,6-4,8 процента, что существенно выше прошлогоднего уровня. Этот прирост, по мнению экспертов Центра, станет важнейшим фактором ускорения расширения ВВП - 6,6-6,8 процента против 6,4 процента в 2005 году. Напомним, что официальный прогноз динамики промпроизводства минэкономразвития составляет 4,3-4,4 процента. Эксперты ЦМАКП объясняют это расхождение недоучетом данных официальной статистикой по малому и среднему бизнесу. Отметим, что в минэкономразвития не считают динамику промышленности важным фактором расширения ВВП.
При этом некоторая активизация импорта практически не оказала сдерживающего влияния на экономическую динамику. Его рост происходил по весьма ограниченному кругу товаров. Главным образом это топливно-сырьевые товары, а также инвестиционное оборудование. Необходимо отметить, что сегодня инвестиционный импорт скорее играет положительную роль, повышая долгосрочную конкурентоспособность российского производственного сектора.
Также с экспертами ЦМАКП можно согласиться и в том, что шестилетний период интенсивного роста российской экономики сопровождался углублением ее структурных диспропорций. Между опорными секторами экономики - экспортно-сырьевым и внутренне-ориентированным (обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство) - стал углубляться качественный разрыв по рентабельности, обеспеченности инвестициями, заработной плате и другим параметрам, определяющим конкурентоспособность производства, говорится в недавнем докладе Центра. Значительная часть российской экономики оказалась практически отрезанной от ресурсов развития - инновационных, трудовых, финансовых. Причем именно в этой части сосредоточено более половины занятых в экономике.
Баланс между "разбегающимися" секторами экономики поддерживается за счет ряда компенсаторов - заниженности валютного курса, цен на газ, тарифов на электроэнергию и транспорт, сохранения низкой оплаты труда, переноса налоговой нагрузки на экспортно-сырьевой сектор. Однако действие этих компенсаторов из года в год ослабевает. Это ведет к снижению общего уровня конкурентоспособности российской экономики и замедлению экономического роста.
Особое внимание в докладе ЦМАКП обращается на то, что на фоне общего роста доходов населения сохраняется масштабная бедность. По официальным данным, к бедным относится примерно 18 процентов населения, по альтернативным оценкам - 27-28 процентов. При этом около трети бедных, вероятно, принадлежат к числу "застойно бедных", то есть остаются в этой категории в течение не менее 5 лет.
Такая ситуация - результат роста благосостояния в условиях высокой дифференциации населения по доходам. Причем этот показатель в последние годы даже возрастает - с 14,1 раза в 1999 году до 14,7 раза в 2005 году. Это отражает сверхвысокую концентрацию заработной платы в экспортно-ориентированном секторе экономики. Добавим, что неравенство доходов вызывает, в свою очередь, и неравномерность спроса, что является одним из факторов высокой "структурной" инфляции.
Еще один неутешительный вывод ЦМАКП - экономика остается отключенной от важнейших долгосрочных потоков капитала, структурирующих долгосрочные отношения с другими центрами мировой экономики и определяющих приток современных технологий, включая организационные.
Так, по сравнению с близкой по масштабам экономики Бразилией объем прямых инвестиций в Российскую экономику меньше практически на четверть - 72 миллиарда долларов против 101 миллиарда долларов. Разрыв по сравнению с Китаем, переживающим бурный рост инвестиций, составляет по прямым иностранным инвестициям почти пять раз, по портфельным - полтора раза. Показательно, отмечается в докладе, что практически отсутствуют примеры успешной реализации совместных с развитыми странами крупномасштабных проектов в области высоких технологий (за исключением межгосударственного сотрудничества).
Сохраняется и воспроизводится количественный и качественный разрыв между Россией и наиболее развитыми странами мира.
Несмотря на высокие по мировым стандартам темпы экономического роста, разрыв по объемным показателям между Россией и странами-лидерами настолько велик, что российский прирост ВВП далеко не покрывает масштабов расширения экономик ведущих центров мировой экономики. Так, при среднем за 2000-2004 годы темпе роста российской экономики в 6,8 процента ее абсолютный прирост (около 80 миллиардов долларов по ППС) был в три с половиной раза меньше, чем в США, и в шесть раз меньше, чем в Китае.
Еще более напряженная ситуация - с качественными параметрами развития, говорится в докладе ЦМАКП. Отставание по этим параметрам от ведущих стран имеет качественный, стадиальный характер. Это относится к таким важнейшим показателям, как производительность труда, инновационная активность, уровень человеческого развития. Так, по данным ЦМАКП, производительность труда в России в три-четыре раза ниже показателей стран-лидеров мировой экономики. Уровень инновационной активности находится на весьма умеренном уровне (доля затрат на НИОКР - 1,28 процента ВВП против 2,59 процента в США, 3,12 процента в Японии). По абсолютным масштабам затрат на НИОКР Россия соответствует европейским странам "второго эшелона".
В целом, резюмируют эксперты ЦМАКП, ситуацию в экономике России можно охарактеризовать как "рост без развития" - то есть такой режим воспроизводства, при котором расширение выпуска идет почти без качественного приращения ресурсов разных типов, и прежде всего человеческих и технологических.
Показатели благосостояния и дифференциации населения в 2000-2005 гг.