Жан-Луи Дебре: Вот уже 12 лет, как российские и французские депутаты решили создать институциональные рамки для обмена мнениями по крупным международным вопросам и обсуждения наших двусторонних отношений. Я убежден, что таким образом оба наши парламента вносят важный вклад в развитие отношений, которые Париж и Москва поддерживают между собой как напрямую, так и в рамках Европы.
В сегодняшнем мире, где непрестанно развивается взаимозависимость, где мы сталкиваемся с многочисленными общими для всех нас вызовами, мне кажется особенно важным, чтобы национальные парламенты России и Франции при всех своих отличиях вели двусторонний диалог. Это позволяет более тонко понимать ситуацию в наших странах, а также облегчает взаимопонимание, тем более что эти обмены мнениями отличаются большой свободой.
Значительное число французских депутатов, выразивших желание участвовать в заседании межпарламентской комиссии, свидетельствуют, по моему мнению, о том значении, которое Париж и Москва придают своим отношениям. Поэтому я полон оптимизма по поводу перспектив того диалога, который мы ведем в рамках Большой комиссии.
РГ: Возможно ли повторение ситуации десятилетней давности, когда во Франции после президентских выборов 2007 года глава государства и руководство Национальной ассамблеи будут принадлежать к различным политическим партиям? Готовы ли французы к тому, что страну может возглавить женщина?
Дебре: Вопрос о сосуществовании между президентом республики одной политической ориентации и оппозиционным парламентским большинством уже дважды вставал в нашей стране: с 1986 по 1988 годы, а затем с 1997 по 2002 годы.
Два этих эпизода показали гибкость конституции Пятой республики, которая может иметь президентский уклон, если президент республики и парламентское большинство принадлежат к одной политической ориентации, или же парламентский уклон в противоположном случае.
Но если сосуществование возможно в институциональном плане, это не означает, что оно желательно в плане политическом.
Что касается того, готова ли Франция избрать женщину президентом республики, вопрос не стоит таким образом. Голлистской традицией выборы президента определяются как непосредственная встреча между французами и политическим деятелем, претендующим на высший пост в государстве. Тот или та, кто хочет быть избранным, должен добиться доверия своих сограждан.
РГ: Насколько жизнеспособной вы считаете идею создания в Европе "альянса цивилизаций", которую предлагает премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро?
Дебре: После терактов 11 сентября 2001 года события последних лет показали, что существует реальная опасность развития пропасти между обществами, между Севером и Югом, между богатыми и бедными, между религиями, между западным и арабо-мусульманским миром. Но опыт нас учит: то, что нам угрожает, - это не столкновение цивилизаций, а невежество, предрассудки и стереотипы.
Этот вывод заставил премьера Испании выдвинуть перед ООН в 2004 году идею Альянса цивилизаций, инициативу, к которой захотел присоединиться премьер Турции Тайип Эрдоган. Эта проблема стоит во всемирном масштабе, и глобализация, как и новые информационные технологии, ставшие ее инструментом, только обостряет ситуацию.
Европа особенно чувствительно относится к этой проблеме, учитывая ее историю и географию. Средиземноморье - колыбель европейской цивилизации, богато разнообразным наследием, различными религиями и общественными устройствами. Там сегодня существует тенденция к взаимоналожению миров, прежде закрытых по отношению друг к другу, там происходят кризисы и столкновения, в частности на Ближнем Востоке, которые способствуют росту нетерпимости и враждебности на этом общем пространстве.
Речь не идет о том, чтобы создать Альянс цивилизаций только для Европы, а скорее правильнее говорить о развитии в Европе усилий по взаимному узнаванию и пониманию между культурами, чтобы бороться со стереотипами и смешением идей.
Были выдвинуты многочисленные инициативы, в частности в рамках Барселонского процесса, который с 1995 года объединяет северный и южный берега Средиземного моря. Речь сегодня не идет о том, чтобы задавать себе вопрос о реальности появления таких проектов, поскольку они уже существуют и выполняют необходимую работу. Важнее поддерживать такие инициативы и активно в них участвовать.
РГ: Какие уроки извлечет Евросоюз из конфликта вокруг соглашения о партнерстве с Россией, когда одна страна - Польша исходя из национальных интересов оказалась способна игнорировать мнение других членов Евросоюза?
Дебре: Не принято, чтобы одно из государств-членов Европейского союза комментировало позицию какого-либо другого государства - члена ЕС, которую то занимает в ходе переговоров. Впрочем, я не думаю, что существует много правительств, которые не ставят первостепенной задачей защиту своих национальных интересов. Давайте продолжать договариваться, обсуждать вопросы, понимать друг друга. И я уверен, что в конечном итоге будет найдено решение, приемлемое для всех.