Впрочем, к подобным вещам финны уже привыкли. На российско-финской границе можно увидеть многокилометровые заторы из грузовиков. Собственно, о том, как разгрузить участки возле таможенных постов на границе, в числе других вопросов и обсуждали вчера премьеры двух стран. Но главной темой в переговорах был все же лес. Этот вопрос, который Фрадков и Ванханен обсуждали почти час, из разряда больных не только для Финляндии, но и для России. Наша страна не хочет быть сырьевым придатком, а ближайшие добрые соседи всеми силами пытаются отстоять интересы своих лесопереработчиков. Общий объем финских инвестиций в российскую экономику составляет около 2 миллиардов евро. Около половины из них - инвестиции в лесную промышленность. Именно это, по словам Ванханена, "доказывает важность взаимодействия России и Финляндии в лесной отрасли - ключевом направлении двустороннего сотрудничества".
Однако вчера глава российского правительства преподнес неприятный для его финского коллеги сюрприз, заметив, что российское правительство рассматривает возможность применения экономических инструментов, в том числе и увеличения экспортных пошлин на лесную продукцию, что позволит решить вопрос углубленной лесопереработки в нашей стране. Фрадков считает, что подобная мера привлечет внимание финских инвесторов с их богатым опытом и оборудованием. Так, восхваляя соседей, российский премьер рассказывал об открывающихся возможностях при создании такой переработки в нашей стране. Но финны, судя по всему, были расстроены. Ванханен лишь подтвердил, что финский миллиард евро, вложенный в российскую лесную промышленность, - лишь малая часть того, что могли бы вложить инвесторы из его страны. "Такое положительное развитие будет продолжаться, но мы рассчитываем, что поставки лесоматериалов из России будут продолжены", - с нажимом заметил Ванханен. Понятно, что он не мог не выразить озабоченность намерением российских властей увеличить пошлины, ведь это напрямую коснется лесоперерабатывающих предприятий в восточной Финляндии, ориентированных на поставки березы. Но таково решение российского правительства, которое в последнее время запустило масштабную кампанию по переориентированию экспорта - с поставок сырья на готовую продукцию.
Другой вопрос, который еще некоторое время назад вызывал особую озабоченность и финнов, и всего европейского сообщества - экологическая составляющая строительства Северо-Европейского газопровода, - как заметил Михаил Фрадков, уже потерял ту остроту, которую имел на раннем этапе. Финские независимые компании проводят экспертизу проекта и проясняют ситуацию, что, по мнению Фрадкова, позволяет подтвердить обязательства, которые берет на себя Россия по обеспечению экологического соответствия.
- Такие газопроводы нужно прокладывать, но главное - принимать во внимание экологические стандарты и требования, чтобы не нанести вреда окружающей среде, - подтвердил вчера Матти Ванханен, считая, что нужно совершенствовать инфраструктуру транспортировки энергоресурсов между Россией и ЕС. Впрочем, вряд ли Финляндия особо сопротивлялась подобной связи России и ЕС через трубу. Ведь страна в течение 30 лет пользуется российским газом, финские нефтеперерабатывающие заводы работают на российской нефти. Российско-финляндское экономическое сотрудничество предполагает создание новых энергомощностей как на территории России, так и на территории Финляндии. "Мы заинтересованы, чтобы развитие такого сотрудничества было примером для всей Европы по синхронизации работы энергосистем Европы с энергосистемами России и стран СНГ", - заметил вчера министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Это, уверен он, позволит создать энергорынок, который не будет "черно-белым, где Россия выступает поставщиком, а Европа - потребителем энергоресурсов". В таких условиях все могут быть поставщиками или потребителями электроэнергии.
Есть и "отрадные факты". По мнению финского премьера, таковым может быть активный выход на финский рынок российских компаний. На сегодняшний день их насчитывается около 2 тысяч. "Это компании, которые работают с участием российского капитала", - пояснил он. Финские же компании в России, по его словам, "дают работу 30 тысячам граждан, большая часть которых - россияне". Единственное, в чем пока расходятся Москва и Хельсинки, так это в оценке товарооборота. Именно поэтому премьеры старались не называть цифры, констатируя лишь факт роста объемов. В качестве же мер совмещения статистик и цифр Фрадков предложил ввести электронную декларацию грузов. Правда, в определенном смысле этот вопрос находится в сфере компетенции Евросоюза, но, как подтвердил Ванханен, Комиссия Европейского сообщества уже представила собственную инициативу по пилотному проекту электронного декларирования. Решение этого вопроса помогло бы в том числе предотвратить скопление автомобилей на пунктах пропуска.
Кстати, как заметил Фрадков, он дал поручение усилить работу по переориентации транспортных потоков, идущих из Азии через Россию в финские порты. "Эта работа непростая, - заметил глава российского кабинета министров. - Она связана с созданием экономических условий, отладкой системы администрирования и снижением налогообложения". Пока же, чтобы разгрузить пункты пропуска на российско-финской границе, российский премьер пообещал упростить контроль, увеличить количество работников и вложить дополнительные средства. Правда, тут же оговорил, что упрощение контроля возможно только в случае усиления борьбы с контрабандой и ликвидацией двойных счетов.