Опутать страну своеобразной шпионской паутиной, конечно, никто не собирается. Речь - об очередном этапе формирования глобальной навигационной спутниковой системы, сокращенно: ГЛОНАСС. По замыслу ее разработчиков, два десятка спутников с почти 20-километровой высоты днем и ночью будут отслеживать все происходящее на российской территории и выдавать владельцам наземных приемников координаты любого объекта с точностью до одного метра. Продвинутым до орбитальных высот хай-теком и уникальной производственной базой спутниковой навигации сегодня владеют лишь две страны в мире - США (проект GPS) и Россия. Стоит ли удивляться, что ГЛОНАСС фактически превратился в еще одну национальную программу, а ее выполнение контролирует лично президент Путин?
Вчера на совещании в Санкт-Петербургском институте радионавигации и времени об этом напомнил вице-премьер Сергей Иванов. Он специально прилетел в Северную столицу, чтобы посоветоваться со специалистами, как выполнить поручение президента: ускоренно ввести в строй навигационную систему двойного назначения. Согласно новой программе, к концу 2007 года к ГЛОНАСС должны иметь доступ военные и гражданские пользователи. Последних, кстати, в стране 80 процентов. А к 2009 году эта система должна стать глобальной в прямом смысле слова, то есть накрыть радиолокационным полем всю планету.
- Без выхода на рынок и представления гражданам возможности навигационного обеспечения себя, своих детей, что уже практикуется, система не заработает в том качестве, в каком нам бы хотелось, - подчеркнул вчера вице-премьер. - Самое главное - это влияние ГЛОНАСС на социально-экономическое развитие страны, придание ей большей прозрачности и меньшей коррумпированности.
Между прочим, в узкоспециализированном виде данный проект существует в России с прошлого века. Но до недавнего времени он был строго засекречен и работал исключительно на минобороны и спецслужбы. Полгода назад министр обороны официально заявил, что военные готовы поделиться уникальными возможностями ГЛОНАСС с гражданскими ведомствами и даже придать навигационной системе коммерческий характер. Владельцам спутниковых приемников, которые скоро начнут продавать в обычных супермаркетах и магазинах бытовых приборов, ГЛОНАСС сулит немалые блага. К тому же он гораздо надежнее американской системы. Правом пользоваться орбитальной навигацией с 1 января 2007 года наделят экипажи судов и воздушных лайнеров, геологоразведчиков и геодезистов, картографов и землеустроителей. Что же касается применения супернавигатора в быту, то золотой век в первую очередь ждет автовладельцев, хозяев домашних животных и любителей путешествий. Маленький аппарат, прикрепленный к ошейнику собаки или кошки, гарантирует, что ваш питомец не потеряется. А сигнал с угнанной машины в считанные минуты поможет милиции отыскать пропажу.
Это, пусть и ближайшие, но все-таки планы. А сейчас приходится думать о вещах более прозаичных. В частности, о том, как собрать на орбите необходимые 24 космических аппарата. Развал "оборонки" в середине прошлого десятилетия и относительно короткий срок жизни отечественных спутников - до 3 лет - обернулись серьезными проблемами в космосе. Сегодня вокруг Земли летают всего 14 аппаратов ГЛОНАСС, причем лишь четыре из них - спутники нового поколения с длительностью эксплуатации 7 лет. 26 декабря на орбиту собираются отправить три аппарата, иначе в "мертвой зоне" окажется немалая часть России.
Каждый спутник стоит более 10 миллионов долларов, его запуск и эксплуатация требуют еще 35 миллионов. Понятно, что в одиночку военным с этой задачей не справиться. Поэтому минобороны кооперируется с Роскосмосом и мининформсвязи. Во вторник замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов сообщил, что в рамках Федеральной целевой программы по развитию глобальной навигационной спутниковой системы до конца нынешнего года на ГЛОНАСС дополнительно выделят 1,8 миллиарда рублей. Это позволит в 2007-м увеличить орбитальную группировку до 18 спутников, то есть обеспечить решение всех навигационных задач на территории страны.
Спутники уже вручную собирают на производственном объединении имени М.Ф. Решетникова под Красноярском. Головной болью остается производство наземных приемников и аппаратуры синхронизации времени. России с множеством ее часовых поясов без приведения техники к "единому бою" не обойтись. Между прочим, к наземной аппаратуре ГЛОНАСС имеет самое непосредственное отношение радионавигационный институт в Санкт-Петербурге, этим и объясняется выбор места для вчерашнего совещания.