02.12.2006 02:00
Общество

Друзья и коллеги вспоминают Наталью Гундареву

О Наталье Гундаревой рассказывают ее друзья и коллеги
Текст:  Игорь Шевелев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4238)
Читать на сайте RG.RU

Ее однокурсник Константин Райкин вспоминал, что с первого дня учебы она отличалась от всех, как народная артистка - в школьной самодеятельности. Что ее приглашали во все театры, куда она показывалась, но она выбрала Театр им. Маяковского с Андреем Гончаровым, о деспотизме которого ходили легенды. Впрочем, она и сама всегда была сильным, честолюбивым лидером и примой, знающей цену своему дару.

Партнеры по сцене и съемочной площадке вспоминают свои встречи с Натальей Гундаревой, работу с ней. Олег Басилашвили, игравший Бузыкина в "Осеннем марафоне" Данелии-Володина, воспринимал гундаревскую Нину как ее саму, как человека близкого себе, мало что понимающего в этой жизни, как и он сам, нежного и ранимого, перед которым по-интеллигентски виноват. Реальность настолько соединялась с искусством, что когда героиня Гундаревой влепила пощечину Бузыкину, Басилашвили вообще отказался продолжать съемки.

А Сергей Шакуров рассказывает, как Гундарева, с которой он снялся в четырех фильмах, причем в трех из них они играли супругов, лично помогла ему превратить полученную квартиру из выгоревшего "бомжатника" в чудо квартирного дизайна. Сыграла роль не только ее практическая хватка девочки, выросшей без отца, но и два года работы до Щукинского училища в конструкторском бюро, где она тоже "подавала большие надежды стать инженером".

У киношной "доброй матери всех детей" своих собственных детей не было. "Театр мне их заменяет", - говорила она в интервью. А когда само движение времени требовало новых ролей, новых героинь, перехода на следующую ступень творческого роста, то Гундаревой все чаще казалось, что одного театра и кино ей мало. Темперамент или, как она сама о себе сказала, "упругий характер" требовал каких-то новых областей жизни. Тут подвернулась политика с ее жаждой спекуляции на известных лицах, тем более на лице "символа русской женщины". Имело значение и то, что новые времена ввергли Гундареву, как и всех, в полную растерянность. "У меня был такой период, когда все как-то вдруг посыпалось и я перестала понимать, как мне жить дальше. Я не могла угнаться за ростом цен и, честно говоря, так растерялась, что начала думать: что же мне продать?" - вспоминала актриса. Кинопроизводство распалось, в театре перестали платить.

Но вместе с заседаниями в Думе пришли роли в сериалах, короткие эпизоды в новых кинофильмах, простой в театре, старение и смерть "ее режиссера" Андрея Гончарова. Неистовая в работе, она все чаще испытывала перепады артериального давления, когда приходилось или отменять спектакль, или бояться за жизнь актрисы. После очередного многодневного напряжения - инсульт. Жуткий "сериал" умирания любимой актрисы еще на нашей общей памяти. Многие из авторов сборника, друзей Гундаревой, сожалеют в своих воспоминаниях, что так и не побывали у нее в больнице и вообще не видели ее в те дни, когда она уже не была прежней и той, что была ими любима. Возможно, они были правы, что не видели ее, да и она вряд ли хотела им показывать несвойственную ей прежде слабость. А потом смерть, которая, как всегда, пришла неожиданно.

Остались фильмы. Осталась любовь.

Образ жизни Кино и ТВ