06.12.2006 02:30
Власть

Солдат, отправляемый на гауптвахту, может потребовать адвоката

Введены правила солдатского ареста
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4240)
Читать на сайте RG.RU

Камеры гауптвахт опустели в нашей стране в 2002 году, когда вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс. Формально он не имел прямого отношения к армии. Но этот закон ввел новую процедуру ареста для всех граждан : только через суд. Напомним, что до этого в следственный изолятор направляли задержанных прокуроры.

По житейской логике новый порядок никак не мог отразиться на гауптвахтах. Ведь туда отправляют не уголовных преступников, а военных разгильдяев. И не на годы, а на дни и недели. Но помимо житейской есть логика и юридическая. По ней гауптвахта - та же самая тюрьма, поскольку лишает человека свободы. Арест солдата-нарушителя, таким образом, ничем не отличается от ареста вора или убийцы. Решетки - они для всех одинаковые. А раз так, то и санкцию на арест должен был давать суд.

Прежде отправить солдата в камеру мог командир, при этом не всегда даже требовался росчерк пера, достаточно было устного приказа. Согласно новому порядку теперь солдата требовалось вести в военный суд, но люди в военных мантиях оказались просто не готовы к такому наплыву дисциплинарных дел. Поэтому летом 2002 года гауптвахты были закрыты, а в Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил были внесены поправки, отменяющие дисциплинарный арест.

Через несколько лет и руководители минобороны и военные прокуроры забили тревогу: командиром стало труднее поддерживать в армии дисциплину. Зато выросло число офицеров, осужденных за рукоприкладство. Однако те, кто обвинял командиров в распускании кулаков, сами, как правило, не командовали ротой, состоящей, скажем, из дембелей и людей, успевших побывать до службы на зоне. Поэтому и не знали, что законных рычагов воздействия на солдата-срочника у офицера не было. Не считать же таким рычагом выговор с занесением в служебную карточку.

Теоретически в Уголовном кодексе РФ есть статья, карающая за невыполнение приказа. Но любой прокурор засмеет командира, который напишет подобное заявление на солдата. Эта статья считается мертвой. Да и несправедливо ломать парню жизнь, осуждая на долгий срок за пререкания с командиром. В таком случае действительно бывает достаточно пары суток ареста.

Поэтому с будущего года гауптвахты будут вновь открыты. Вчера президент России Владимир Путин подписал Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации", в соответствии с которыми военные суды наделяются полномочиями по рассмотрению материалов о совершении военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков.

Кроме того, глава государства подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих". В нем установлены основания дисциплинарной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, определены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении к дисциплинарной ответственности, доказательства и права лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, а также установлен порядок применения дисциплинарных взысканий, в том числе дисциплинарного ареста и их исполнения.

А сегодня "Российская газета" публикует Закон "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста". Одно из главных новшеств в том, что солдат, которого хотят отправить на гауптвахту, может потребовать адвоката. По решению судьи на процессе могут даже заслушиваться свидетели. Кроме того, решение суда об аресте солдат может обжаловать в вышестоящем суде. Так что теперь командиру придется доказывать, что тот или иной боец заслуживает хотя бы нескольких суток в камере.

Армия