В конце осени столичное правительство объявило о жестких мерах, касающихся не только бездомных, но и домашних собак. Чиновники обеспокоены тем, что в 12-миллионном мегаполисе количество собак перевалило за миллион, причем почти половина из них не зарегистрирована.
Власти столицы не раз выражали негативное отношение к содержанию собак в многоквартирных домах. Одно, мол, дело одноэтажные фанзы с внутренними двориками (сыхэюань), где прежде в основном жили пекинцы. И совсем другое - многоэтажные жилые комплексы, выросшие за годы подготовки к Олимпиаде. Найти там место для выгула собак так же трудно, как решить проблему парковки автомашин.
Местная печать принялась активно пропагандировать аквариумы с рыбками и клетки с птицами, как наиболее подходящие виды домашних животных для современной квартиры. В ход пущены и экономические рычаги. Объявлено, что городская семья вправе держать не более одной собаки, причем ее регистрация обойдется владельцам в 1000 юаней (127 долларов) плюс ежегодный налог в 500 юаней - суммы для рядовых китайцев весьма значительные.
Вице-мэр столицы Цзи Лин объявил, что хотя среди людей, погибших в Китае от бешенства, нет ни одного пекинца, столичное правительство намерено в месячный срок зарегистрировать и вакцинировать всех домашних собак, а за два месяца отловить и кастрировать всех собак бездомных.
Вспоминаются годы работы в Пекине в 90-х годах, когда жилые кварталы города были преимущественно одноэтажными. Но даже когда можно было выгуливать собак во внутренних двориках, власти ратовали за золотых рыбок и канареек. Российские специалисты, работавшие на Шицзиншаньском металлургическом комбинате в предместье столицы, рассказывали мне, как коллеги из соседних квартир помогали друг другу прятать от управдома своих незарегистрированных собак, передавая их с балкона на балкон.
Зато любителей канареек в Поднебесной почитают. Почти в каждом сквере, сохранившемся среди городской застройки, для них оборудованы специальные площадки. Меня всегда умиляли собиравшиеся там с утра пенсионеры с клетками. Развесив их на специальные шесты, они рассаживались на скамейки и начинали политические дискуссии, подобно одесским "пикейным жилетам".
Инициаторы нынешней "антисобачьей компании" мотивируют ее стремлением повысить уровень санитарии в столице накануне предстоящей Олимпиады. Но она дает повод зарубежным наблюдателям с иронией напомнить о борьбе с воробьями в эпоху Мао Цзэдуна. Как очевидец данных событий, я адресовал бы этот сарказм только воробьям. Ибо изначально в КНР была успешно проведена беспрецедентная кампания по борьбе с мухами.
Все горожане вооружились мухобойками. Каждый должен был в конце дня представить спичечный коробок с полусотней убитых мух. Газеты рассказывали об активистах, приносивших по сотне. Но результат налицо. Несмотря на жаркий климат, китайские города доныне поражают полным отсутствием мух, особенно на продовольственных рынках и в торговых рядах.
Борьбу с воробьями действительно вспоминаешь с иронической улыбкой. С рассвета и до заката весь Пекин бил в гонги и барабаны, дабы взлетевшие от страха птицы не могли сесть и погибли от усталости. Борьба с воробьями привела к негативным экологическим последствиям, способствовала размножению насекомых-вредителей. Удастся ли в наши дни вытеснить собак из городов, сделать их исключительно сельскими жителями - покажет будущее.