Накануне даты мы встретились с дочерью Виталия Соломина, режиссером Елизаветой Соломиной (мастерская И.Ф. Масленникова). На фестивале ВГИКа, проходившем в СТД, она представила фильм "Шанс", получивший два приза - за лучшую операторскую работу в кинофильме и за лучшее звуковое (музыкальное) решение.
- Пробовали вы сами сниматься как актриса?
- Я человек закрытый и могу существовать только в кадре. У меня высокая актерская планка, а средней актрисой быть не хочу.
- Почему стали учиться у Игоря Масленникова?
- Случайно, я училась в МГУ на факультете искусств, потом поняла, что "институт благородных девиц" - не мое. Из МГУ ушла, решила поступить во ВГИК. В тот год Игорь Масленников набирал курс.
- Какой?
- Я работала помощником режиссера у Никиты Михалкова на съемках фильма "12 разгневанных мужчин". Сейчас идет монтаж.
В фильме "12 разгневанных мужчин" снимались 12 известных актеров, и к каждому Михалков находил подход. Съемки проходили на "Мосфильме" и в Геленджике. Персонажи совершенно разные и актеры разные - Петренко, Стоянов, Модянов, Ефремов...
- Когда умер отец, тяжело стало жить?
- Тяжело было морально, все были убиты горем. Папа был опорой в семье. Мама жила как за каменной стеной. После его смерти я приняла решение поступать во ВГИК. Это происходило на автопилоте. Я даже не нервничала. Я понимала, что что-то должна делать, иначе сойду с ума. Помогли друзья отца, Василий Ливанов.
- Ваша любимая роль отца?
- Я любила все его роли в театре. "Свадьбу Кречинского" я смотрела раз пятнадцать. А назвали меня в честь Лизы из пьесы "Живой труп". Это был один из первых спектаклей, поставленных отцом, где он работал как режиссер.
Когда я должна была появиться на свет, маме стимулировали роды. Врач сказал: "Давайте сделаем вашему мужу подарок". И я родилась в день его рождения. Он был бесконечно счастлив.
Отец очень ценил мамину наивность. Она его очень вдохновляла. У них были очень трогательные отношения. Папа на Новый год всегда покупал елку и вешал на нее мандарины. Мандарины было принято развешивать на хвойных ветках в их семье, когда они жили в Чите. И он рассказывал, что с Юркой, братом, их воровали.
- Как родители познакомились?
- На съемках фильма Петра Тодоровского "Городской романс" в Санкт-Петербурге.
Мама шла по улице, и ее увидел ассистент по актерам: "Вот вы-то нам и нужны". И Петр Ефимович сразу утвердил ее на главную роль. Тодоровский выбирал между Евгением Киндиновым и папой. Режиссер сказал маме, что ей выбирать, с кем играть. Мама выбрала папу. Он ее сразу почувствовал как родного человека.
Начались съемки, но режиссер снял артиста Виталия Соломина с роли. В его исполнении герой выходил положительным, а это не соответствовало представлениям режиссера о герое.
Папа перестал приходить на съемочную площадку. Но кто-то его встретил в метро и сказал: "Что же ты заморочил девушке голову и бросил?" Он сам позвонил маме. Мама была на седьмом небе от счастья. И это папу покорило. Через год они расписались. Папа ей запретил сниматься: "Либо я - либо актерство". Она выбрала его. Правда, потом снялась в фильме о Шерлоке Холмсе.
- Где работает ваша мама?
- Она дизайнер. Она придумала, например, интерьер квартиры Ларисы Удовиченко. Квартира вышла богемной: в палевых тонах, с узкой винтовой лестницей, камином. Палевые тона любит мама, а Лариса человек солнечный и потребовала оранжевую ванную.
В последнее время папа говорил мне, что смерть - это естественная вещь. Подчеркивал, мол, люди умирают - будь готова, и после моей смерти тебе надо жить дальше.
- Вам помогал пробиться брат отца?
- Нет. У нас не родственные отношения.
- А как же анекдот про Малый театр, что это колосс на соломенных ногах?
- Папа был не гибким человеком. У него был бескомпромиссный характер - полная противоположность герою из "Зимней вишни".
- Какой был ваш отец в быту?
- Очень неприхотлив. Любил поесть ночью. Мы встречались у холодильника, и я его заставала уплетающего из кастрюльки борщ. Любил шашлык на даче жарить. А когда я болела, он мне покупал сливовый компот.
- Его смерть произошла внезапно?
- На сцене. Он играл Кречинского. Однажды папа сказал, что Андрей Миронов умер, как настоящий актер - на сцене. А в день, когда случился инсульт, еще на репетиции спектакля "Свадьба Кречинского" ему стало плохо. Он страдал от высокого давления.
Его сразил удар в первом антракте. Никто не понял, что с ним. Подумали, будто он нетрезв. У него заплетался язык. С парализованной левой стороной - рукой и ногой - он как-то доиграл весь акт. Когда опустили занавес, он потерял сознание. Сначала отвезли не в ту больницу, потом в Склифосовского. В той же палате, кстати, потом лежал Николай Караченцов.
Он был трудоголик. Не лечился совсем. На "Кречинском" он в 60 лет садился на шпагат.
Так что такой конец можно было предугадать, но остановить папу было нереально.