При этом уверенность в том, что деятельность ТПП "будет способствовать реализации масштабных бизнес-проектов" и расширению деловых контактов российских предпринимателей, подтвердил президент страны Владимир Путин. Вчера на съезде приветствие от его имени зачитал вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов. А глава минэкономразвития Герман Греф подробно рассказал о том, какие новации приготовила власть предпринимателям и какой помощи она ждет от бизнеса.
Министр уже привычно отметил, что 2006 год был для российской экономики "достаточно позитивным" - рост составил почти 7 процентов, зафиксирован рекордный приток инвестиций. Но тут же обозначил основные проблемы, на борьбу с которыми должны бросить свои силы государство и бизнес. И, надо сказать, что выступавшие следом за Грефом предприниматели практически по всем позициям с министром согласились.
Одна из проблем - неэффективность государственного менеджмента и явная пробуксовка затеянной несколько лет назад административной реформы. Так, должны были подлежать отмене и передаче, так называемым саморегулируемым организациям 5 тысяч государственных функций. Однако отменили менее 600 функций. В результате "из-за избыточного присутствия государства проистекает коррупция", резюмировал министр. "Я рад, что на съезде тема административной реформы стала основной", - поддержал Грефа выступавший позднее глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
И за продвижение административной реформы и передачу избыточных функций два крупнейших бизнес-объединения намерены выступить "единым фронтом".
Прямая речь
Из доклада президента ТПП РФ Евгения Примакова на V съезде Торгово-промышленной палаты
Идеология системы ТПП
В целом можно констатировать повышение роли Торгово-промышленной палаты. Это - главное достижение палаты за пять прошедших лет. А если сказать точнее, это главное достижение всей системы торгово-промышленных палат Российской Федерации. Мы не мыслим себе работу нашей ТПП в отрыве от 173 территориальных палат, активность которых распространяется на всю территорию России.
Система наших палат не политическая организация. Она не может давать предпочтение тем или иным предпринимателям исходя из их принадлежности к той или иной партии. Но это отнюдь не означает, что торгово-промышленные палаты не имеют своей идеологии. Через своих членов, через входящие в ТПП ассоциации, союзы, гильдии, через наши общественные комитеты, объединяющие по отраслям или проблемам бизнесменов, деятелей науки, экспертов, палаты получают уникальную возможность аккумулировать мнения предпринимателей - крупных, средних и малых - по основным вопросам развития экономики страны.
Это и составляет идеологию торгово-промышленных палат. В чем ее основной смысл?
Во-первых, мировая практика, да и наша российская действительность доказали, что рыночные отношения являются основным инструментом развития экономики. Вместе с тем Россия прозрела и больше не воспринимает побасенки "героев" первой половины девяностых годов и их последователей, утверждавших, что рынок сам, без участия государства, способен достичь цивилизованного уровня, решить социальные проблемы, осуществить прорывы в научно-технической области. Прошло, и, надеюсь, навсегда, то время, когда отвергались и государственная промышленная политика, и долгосрочные индикативные планы.
Во-вторых, не может быть никакого экономического изоляционизма. Это предполагает развитие экспорта и импорта, заинтересованность как в иностранных инвестициях, так и во вложениях российских предпринимателей в экономику других стран. При этом следует подчеркнуть, что к российскому предпринимательству относятся все зарегистрированные в нашей стране юридические лица - производители товаров и услуг, действующие по российским законам, исправно платящие налоги и использующие местную рабочую силу.
В-третьих, государственная политика должна работать на создание оптимальных условий для развития российского предпринимательства. Внутри страны это относится к налоговой, бюджетной, таможенной политике, а за рубежом - к внешней политике, отстаивающей интересы российских производителей, в том числе при вступлении и нахождении России в международных организациях.
Вместе с тем высокая роль государства в экономике отнюдь не перечеркивает необходимости передачи предпринимательским организациям избыточных государственных функций.
В-четвертых, с учетом истории, традиций, наработанного десятилетиями опыта населения российская экономика должна быть социально ориентированной. Отказ от такой ориентации грозит дестабилизацией общества.
Будет ли постиндустриальная Россия без индустрии?
Особое значение для предпринимательства, шире - для всей нашей экономики, в конечном счете для всего нашего общества, имеет роль государства в решении двух проблем - перевода экономического развития России на инновационные рельсы и роста инвестиций. Как бы не было важно, особенно для нынешнего момента, развитие российского сырьевого сектора, уже в ближайшие 10-15 лет размеры мирового рынка высокотехнологичной продукции и услуг могут в 10 раз превысить ценовые объемы топливно-энергетических продуктов. Между тем доля нашей страны в мировом наукоемком экспорте гражданской продукции сегодня не превышает половины процента. Доля США - 36 процентов, Японии - 30, Германии - 16, Китая - уже 6 процентов.
В свете этого совершенно очевидно, что будущее - за инновационной промышленной политикой, основанной на принципах государственно-частного партнерства. Концепцию такой политики наша палата представила еще три года назад. Российская палата принимала непосредственное участие в формировании инновационной инфраструктуры: в разработке законодательства об особых экономических зонах, правительственной программы создания технопарков.
Однако нельзя сказать, что торгово-промышленная палата России и вся система наших палат могут "почивать на лаврах". До сих пор отсутствует цепочка: от научного открытия новых технологий и материалов к созданию опытных продуктов малыми венчурными предприятиями, а затем к широкому коммерческому тиражированию с помощью инвестиционных и организационных возможностей среднего и крупного бизнеса. За рубежом крупные и средние компании, как правило, сами образуют малые венчурные предприятия для начального этапа такой коммерциализации. У нас, к сожалению, такая практика отсутствует. Торгово-промышленные палаты могли бы заполнить своей деятельностью этот образовавшийся вакуум.
Общеизвестно, что курс на развитие собственного высокотехнологичного производства требует обновления устаревших основных фондов обрабатывающей промышленности. Эти фонды обновляются в России в 4 раза медленнее, чем необходимо. Наша палата все последние годы выступала за стимулирование импорта промышленного оборудования, которое не производится в стране. Решению этой проблемы не было видно конца, и только благодаря вмешательству президента Путина дело сдвинулось с мертвой точки. Правительство в марте этого года приняло решение о снятии ввозных пошлин по многим позициям. Однако мы считаем, что установленный девятимесячный срок действия льготного режима импорта промышленного оборудования необходимо продлить. Нужно постоянно расширять и список такого оборудования, ввозимого в Россию на льготных условиях.
Давайте смотреть правде в глаза. Без всемерного поощрения государством перехода нашего производства на инновационные рельсы постиндустриальной стадией для России станет общество без индустрии. Поучительным примером являются государственные меры в этой сфере в странах, которые продемонстрировали рывок в инновационном развитии. В Испании, например, на каждый доллар, вложенный в НИОКР, приходится 45 центов налоговых льгот, в Мексике - 40 центов. Даже в США, где уже достигнут масштабный и наиболее высокий уровень оснащения производства передовыми технологиями, налоговые льготы составляют 7 центов на каждый доллар, вложенный в НИОКР. В Финляндии инновационная активность поддерживается прямым бюджетным финансированием НИОКР. Ныне такие бюджетные вложения превышают размер 3 процентов ВВП.
Острая проблема инвестиций
Надежды на то, что накопленные средства в сырьевом секторе будут потоком идти в другие отрасли, абсолютно несбыточны. Если норма прибыли в первом полугодии 2006 года в добыче полезных ископаемых достигала почти 24 процентов, то в обрабатывающих производствах - около 14 процентов. Причем в производстве машин и оборудования - 5 процентов. Между тем понятно, что именно норма прибыли предопределяет возможности перелива капиталов из одной отрасли в другую.
Всеобщее одобрение в предпринимательской среде нашло создание Инвестиционного фонда. Однако в порядок его функционирования, по мнению палаты, следует внести некоторые изменения. Ясно, что далеко не все регионы смогут представить заявки, когда стоимость проекта обуславливается суммой не менее 5 миллиардов рублей. На наш взгляд, нужно снизить этот порог и установить дифференциацию заявок с учетом важности предложений и территориального признака.
Целесообразно еще раз сказать о необходимости рационального использования Стабилизационного фонда. Слова президента России о том, что средства, полученные от высоких мировых цен на нефть, должны служить развитию экономики и повышению уровня жизни населения, надеемся, простимулируют министерство финансов задуматься над ущербностью позиции, когда средства Стабфонда предлагалось ни в коем случае не тратить на внутренние нужды страны. Аргументировалось это тем, что такие затраты, дескать, разгонят инфляционную спираль. Однако можно ли всерьез говорить о том, что затраты из Стабилизационного фонда, например, на прорывное развитие дорожного строительства, которое в России находится в катастрофическом состоянии, может разогнать инфляцию? А ведь нынешнее положение с транспортной инфраструктурой напрямую бьет по конкурентоспособности российских товаров и услуг.
Вместе с тем для роста инвестиций в экономику необходимы далеко не только государственные источники и не только средства самих предприятий. Эту задачу невозможно решить без развитой и разветвленной кредитно-банковской системы. Российское предпринимательство кровно заинтересовано в том, чтобы сделать кредиты отечественных банков более доступными и по процентной ставке, и по срокам погашения. Особенно в этом, а также в продвижении кредитно-банковской сети в "глубинку" нуждаются малые, да и средние предприниматели.
Хотел бы особо остановиться на необходимости совершенствования налогового законодательства. Следует признать, что и после реформирования российская налоговая система по-прежнему обременительна, громоздка и чрезмерно бюрократизирована.
Естественно, что налоговая система выполняет фискальные функции, и как говорится, "по одежке нужно протягивать ножки". Но при этом нельзя игнорировать возможности дифференциации налогов с тем, чтобы существенные преференции получали не только отдельные компании, особенно работающие на острие научно-технического прогресса, но и отрасли и регионы с целью решения таких насущных задач, как изменение структуры экономики, до сих пор ориентированной на сырьевой экспорт, и социально-экономический подъем на востоке страны. Речь идет о предоставлении налоговых льгот вплоть до налоговых каникул, об установлении особых режимов амортизационных отчислений. Часть таких предложений направлена палатой в правительство России и Федеральное Собрание.
Внутренние проблемы предпринимательства
Следует сказать, что существуют и внутренние проблемы для предпринимательского сообщества, когда отдельные лица, занимающиеся бизнесом, и даже группы бизнесменов пытаются нажиться за счет других представителей бизнеса. ТПП России одной из первых заявила об опасности недружественных поглощений предприятий. В Государственную Думу внесены поправки к более десяти законодательным актам федерального уровня. По поступающим в палату сигналам о недружественных поглощениях осуществляется взаимодействие с Генеральной прокуратурой, МВД, минюстом, федеральной службой судебных приставов, Высшим арбитражным судом.
Наряду с этим ТПП России стремится повысить авторитет Третейского и Международного коммерческого арбитражного судов, других арбитражных органов при нашей палате. Образована Коллегия посредников по проведению примирительных досудебных процедур.
Вызовом предпринимательскому сообществу выступает корпоративное ценообразование. Верным шагом против монополизации цен был недавно принятый Закон "О защите конкуренции". Но ограничиваться принятием этого закона нельзя. Надеемся, что вместе с антимонопольным ведомством, с которым у ТПП России есть Соглашение о сотрудничестве, удастся найти надежный механизм, препятствующий необоснованному повышению цен на энергоносители, бензин, металл, цемент и другие товары и услуги.
Большим, прогрессирующим злом в России остается коррупция, которая прямо бьет по интересам честных предпринимателей. С коррупцией связана и такая болезненная проблема, как контрафактная и фальсифицированная продукция. Лишь при коррумпированности ряда чиновников и сотрудников правоохранительных органов в центре и на местах вырастает процент подделок - будь то лекарства, или алкогольные напитки, или аудио- и видеозаписи.
Достаточно сказать, что, по данным даже нашего Росздравнадзора, 10-12 процентов всех лекарственных средств, продаваемых в России, фальсифицированы. Я говорю "даже", так как по информации независимых экспертов их процент достигает чуть ли не 50. Или другие цифры: в России две с половиной тысячи оптовых продавцов лекарств. Многие эти фирмы - однодневки, другие - многоступенчатые посредники. В Англии для сравнения 4 фирмы-дистрибьютора лекарств, во Франции - 3. При обсуждении этой темы на "круглом столе" в ТПП руководитель Росздравнадзора ответил утвердительно на вопрос, считает ли он процесс выдачи лицензий фирмам, осуществляющим оптовую продажу лекарств, каналом коррупции и рассадником фальсифицированных медицинских препаратов. Между тем выдает эти лицензии именно Росздравнадзор. А подчиняется он непосредственно руководству минздравсоцразвития.
Особая роль малого и среднего бизнеса
Вопросом первостепенной важности для Палаты России было и остается малое и среднее предпринимательство. За последние годы здесь произошли позитивные изменения. Нас очень радует, что по вопросу малого предпринимательства имеется взаимопонимание между ТПП и мин-экономразвития. Но вместе с тем на годы затянулось принятие федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в котором была бы четко прописана тема его государственной поддержки.
Общеизвестно, что от развития малого предпринимательства зависит и устойчивость экономического роста, и создание и укрепление среднего класса, без которого невозможна политическая стабильность в государстве, и решение проблемы занятости, особенно в небольших населенных пунктах, где в годы рыночных реформ остались без работы тысячи и тысячи людей. Между тем на сегодня до 70 процентов малых предприятий сконцентрировано в Москве, Санкт-Петербурге, региональных центрах. В таких условиях - я здесь высказываю рекомендации многих территориальных палат - нужна целевая государственная программа развития малого предпринимательства в небольших и средних городах России.
Жизненная необходимость - социальная ориентация экономики
Как известно, главным ресурсом современной экономики является человек - его знания, здоровье, благоприятные условия жизни. Торгово-промышленная палата России без раскачек включилась в реализацию приоритетных национальных проектов, выдвинутых президентом России. Интересный опыт уже накоплен Санкт-Петербургской, Кузбасской, Краснодарской, Брянской, Саратовской, Дальневосточной и другими территориальными палатами. Следует отметить также работу по продвижению передовых строительных технологий Белгородской, Ставропольской, Пермской, Тюменской, Ивановской палат.
Но обольщаться преждевременно. Подводя итоги первого года реализации приоритетных проектов, нельзя не признать наличие проявившихся "узких" мест, ошибок и недочетов. Обозначились, например, трудности с реализацией проекта в сфере доступного и комфортного жилья. Оправдались наши опасения и по поводу нереальности залихватских сроков ввода в строй новых медицинских центров и подготовки соответствующего персонала по обслуживанию дорогостоящего оборудования.
Участвуя в реализации национального проекта "Образование", палаты должны обратить особое внимание на взаимодействие учреждений профессионального образования с производством. По данным Высшей школы экономики, 80 процентов опрошенных работодателей заявили, что они испытывают острую нехватку квалифицированных рабочих кадров.
Может быть, нам следует вспомнить об опыте системы коммерческого образования в России, идеологом которого был Витте. За 20 лет, в конце XIX - начале ХХ века, в нашей стране было открыто 600 коммерческих училищ, которые, по сути, соответствовали нынешним техникумам и профтехучилищам. Примечательна и финансовая сторона дела. В расходах коммерческих учебных заведений на долю казны приходилось лишь 2 процента, а остальное составляли доходы от собственной деятельности и помощь предпринимательского сословия.
Используя имеющийся опыт сотрудничества со Счетной и Общественной палатами, было бы полезно, как представляется, привлекать ТПП к контролю за рациональным использованием средств, выделяемых на реализацию национальных проектов. Нельзя допустить повторения недавно вскрытых фактов, когда финансовые ресурсы, выделенные на эти цели, расходовались с грубыми нарушениями.
Приоритетные национальные проекты справедливо рассматриваются как условие и средство преодоления острейшего демографического кризиса. В России он имеет два измерения: общая убыль населения по всей стране и отток населения из ее отдельных частей. Особенно волнует положение в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке. Отсюда продолжается устойчивый отток населения. После подробного обсуждения данной проблемы на заседании "Меркурий-клуба" постоянные представители президента в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах совместно с ТПП России обратились к В.В.Путину с предложением разработать системную, именно системную программу социально-экономического развития этих регионов. Торгово-промышленные палаты, предпринимательское сообщество могут и обязаны приложить здесь все свои силы и возможности.
На социальную ответственность предпринимательства обратил особое внимание президент России на расширенном заседании правления Торгово-промышленной палаты. Несомненно, позитивным примером является участие бизнеса в делах благотворительного фонда "Центр помощи беспризорным детям" при ТПП. За пять лет благотворительные поступления в фонд превысили 180 млн. рублей. За счет этих средств была оказана помощь 1270 детским учреждениям, в которых воспитывается около 90 тысяч детей.
К сожалению, выдвинутые на предыдущем съезде предложения о поощрении государством лучших благотворителей, прежде всего предоставлении налоговых льгот, пока не нашли своего решения.
В чем суть административной реформы
Считаю необходимым специально остановиться на проблеме административной реформы. К сожалению, можно констатировать, что она умерла еще по сути не родившись. Изменение структуры правительства должно было завершить реформу, а она этим и ограничилась. Главное же, избавление государства от избыточных функций, во многом унаследованных с дорыночного периода, при передаче их на общественный уровень так и не произошло. Становится ясно, что в создавшихся условиях сверху эту проблему не решить.
В этой связи мы надеемся на успех инициативы ТПП России и губернатора Ткачева, поддержанной президентом Путиным, по укреплению торгово-промышленных палат Краснодарского края, которым без нарушения действующих законов может быть передан ряд функций, ныне выполняемых региональными и муниципальными властями. Не преуменьшая трудностей, мы надеемся на успех этого важного начинания, которое может распространяться на другие регионы, области, города.
Особое значение, как представляется, следует придать передаче министерством обороны системе торгово-промышленных палат экспертизы качества продовольствия и вещевого имущества, поступающего на обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации.
В текущем году наша аффилированная структура - "Союзэкспертиза" стала победителем аукциона на выполнение этой задачи. С августа ею при непосредственном участии двенадцати территориальных ТПП было проведено около 300 экспертиз по контролю качества продовольствия и вещевого имущества, поступающего на военные базы и склады практически во всех военных округах и флотах страны. Выявилось, что значительное количество проверенной продукции не соответствовало требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных норм. Количество некачественной продукции на первом этапе зашкалило до 78 процентов контролируемых партий. Я считаю это позором для всего российского предпринимательства. На основании выводов наших экспертов службой тыла Вооруженных сил Российской Федерации приняты жесткие меры. В результате к настоящему времени количество некачественной продукции сократилось в два раза.
Следует без особых опасений передавать с государственного уровня ряд функций - от этого общество только выиграет. Заявляя об этом, мы вовсе не претендуем на некую исключительность. Взаимодействуя с РСПП, "Деловой Россией", "Опорой", мы считаем, что целый ряд государственных функций наряду с торгово-промышленными палатами могут взять на себя эти и другие предпринимательские структуры, саморегулируемые организации.
Поддержка зарубежной активности бизнеса
Среди важнейших направлений деятельности Торгово-промышленной палаты России - осуществление в тесном контакте с министерством иностранных дел содействия отечественному бизнесу в выходе на зарубежные рынки и привлечение иностранных инвестиций. Выполняя установки IV съезда, были приняты меры по кардинальному улучшению работы наших загранпредставительств, расширению их сети и оптимизации географии размещения. Открыто представительство ТПП в Алма-Ате, зона действия которого - вся Центральная Азия. Все больший вес приобретают деловые связи палат и предпринимательских структур приграничных регионов.
Следует отметить, что успешно утверждает себя в отношениях с зарубежными партнерскими организациями практика создания деловых советов. Многое в этом отношении уже сделано на арабском, турецком, европейском направлениях. Сегодня накопленный опыт распространяется на страны Латинской Америки, государства АСЕАН, Африканского континента. Мы придаем особое значение конструктивному взаимодействию практически со всеми торгово-промышленными палатами стран Содружества.
Большое место в работе палаты занимают вопросы, связанные с присоединением России к Всемирной торговой организации. В настоящее время Палата должна активно участвовать в определении тех задач, которые будут решать исполнительная власть и бизнес-сообщество уже после присоединения России к ВТО.