Знаете, в чем заключается главный парадокс малого бизнеса на селе? С одной стороны, предпринимателям как воздух нужна помощь местной власти, чтобы начать дело, встать на ноги и не дать своему малому, пока еще очень непрочному бизнесу умереть в зародыше. Однако обращаться в сельсовет или, того хуже, к районному начальству, считают бизнесмены, - пустая затея. В лучшем случае, будет много слов. Но, скорее всего, отмахнутся просто. Мол, не до тебя, земляк, нам сеять надо, убирать, к зимовке готовиться.
В районе только двое из 467 представителей малого бизнеса взяли инвестиционные кредиты
И ведь что интересно: предприниматели в деревнях денег не просят, административный ресурс на свою сторону не склоняют. Все, что им надо, - это информация. Почему так плохо начиналась реализация национального проекта в части кредитования крестьянских и личных подсобных хозяйств? А не знали селяне, что кредиты теперь можно брать беспроцентные, а не так, как раньше, когда на одних процентах разоришься. И сегодня, кстати, многие не все знают. Кто виноват? Местная власть, естественно. Не разъяснила, не проинформировала, не убедила, наконец.
На поверхности, правда, все как надо, в духе времени. В сельских районах созданы межведомственные комиссии по развитию предпринимательства. Вот только собираются, бывает, раз в год, как в Усть-Калманском районе. И тут уже предприниматели рукой машут, мол, некогда лясы точить, работы много. Никто не настаивает, не разубеждает, что для их же, представителей малого бизнеса, пользы заседание это проводится. Потом районное руководство разводит руками на совещаниях рангом выше: мол, от малого бизнеса и толку-то мало. Как в Усть-Калманском районе, где предпринимательская доля в районном бюджете составляют чуть больше 16 процентов. В других районах - вдвое больше.
Усть-Калманский район не случайно назван. Краевые власти выбрали его для публичного разбирательства. И, естественно, чтобы на "плохом примере" допытаться: "Кто виноват?" и "Что делать?". Глава района Алексей Чигарев был приглашен не куда-нибудь, а в новенький бизнес-инкубатор, гордость краевых чиновников, в котором, надо понимать, будет расти, как на дрожжах, малый бизнес.
- Трудно сказать, почему предприниматели не берут инвестиционные кредиты. Может, боятся, может, мы не дорабатываем, - оправдывался Чигарев. - Хотя, выгодно вроде, ведь две трети процентной ставки по кредиту компенсируется из краевого бюджета. Но в районе только двое из 467 представителей малого бизнеса взяли инвестиционные кредиты.
- Да, в среде предпринимателей появилась пассивность, - соглашается усть-калманский предприниматель Василий Федоров. - Предприниматели в селах живут обособленно, к властям не обращаются, стараются самостоятельно решить свои производственные проблемы. Получается не у всех, конечно.
Главная проблема, считаю, - отсутствие информации. Нам необходим свой информационный центр. Чтобы те, кто занимается или решил заняться бизнесом, открыть свое дело, могли получить достоверную и полную информацию. Как, допустим, оформить кредит? В каком банке это выгоднее сделать? Начать же стоит с того, что в районе нужно организовать всеобуч, что ли, на тему "Как стать предпринимателем". С молодежью работать надо. Ведь молодые по селу болтаются, бездельничают. Пополнения в сфере малого бизнеса давно уже нет никакого. Денег, скажете, нет? А сколько их идет на пособия по безработице?! Люди их получают и не хотят работать.
Александр Вайс,
исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтая:
- Ситуация, сложившаяся в Усть-Калманском районе, и характерна, и исключительна одновременно. Так жить, как там живут, могут только очень ленивые люди. Это относится не только к местной власти. Предприниматели тоже какие-то не инициативные. Хотя сегодня для них созданы неплохие возможности - можно взять кредит до 10 миллионов рублей, причем практически беспроцентный. Технику можно приобрести в лизинг на достаточно выгодных условиях - с предоставлением субсидии от 10 до 20 процентов. Но, видимо, информация до сельских предпринимателей не доходит.
Человеческий фактор и здесь играет большую роль. Я имею в виду явную незаинтересованность руководства района в том, чтобы максимально оперативно и в полном объеме донести информацию по тому же нацпроекту "Развитие АПК". Но ведь если местная власть не помогает, все равно надо искать выходы к информации, выходить на краевой уровень, например.
Вот приехал Федоров в Барнаул, и в тот же день у нас с ним состоялся деловой разговор. Я рассказал ему о перспективах кредитной кооперации и увидел в глазах заинтересованность. Кооперация - выгодное, разумное, по моему мнению, вложение собственных средств. Есть возможность привлекать средства банков для развития кооперативного движения. Банки сегодня буквально трещат от денег. Правда, была серьезная проблема: помимо залоговых обязательств банкиры требовали предоставления государственных гарантий от региональных властей. Поэтому некоторое время в кооперативном движении было затишье. Но в ближайшее время в Госдуме будет рассматриваться вопрос о создании гарантийного фонда. Мы надеемся, что будет принято положительное решение.
В крае сегодня идет процесс создания 15 кредитных кооперативов. Считаю, на власть сегодня обижаться неправильно. Чиновники достаточно активно прорабатывали вопросы развития на Алтае кооперативного движения. Но, еще раз повторю, должна быть какая-то активность и со стороны представителей малого бизнеса.
Вот сетуют на трудности с реализацией выращенной сельхозпродукции. Но ведь есть пути решения. Барнаул, например, предлагает сельским предпринимателям свои рынки. Приезжай и торгуй. Для этого нужно объединиться в снабженческо-сбытовые кооперативы и заняться организацией поставок.