13.12.2006 02:00
Общество

"Президентский миллион" преобразил дальневосточные школы

Директора школ учатся зарабатывать и тратить деньги
Текст:  Егор Благой (Амурская область) Дмитрий Викторов (Еврейская автономная область) Илья Данилов (Чукотский автономный округ) Ирина Харитонова (Хабаровский край)
Российская газета - Дальний Восток: №0 (4246)
Читать на сайте RG.RU

Погоня за миллионом

Вчера в Хабаровске стартовал конкурс "Лучшая школа года", итоги которого будут подведены 21 декабря. В городе - 90 школ, но только 12 из них решили бороться за звание лучшей.

В городском управлении образования не скрывают, что одна из основных задач такого конкурса - внедрить в школьные коллективы дух состязательности. Как показали первые шаги по реализации национального проекта "Образование", многие учебные заведения не готовы к подобным мероприятиям.

Говорят, в любых состязаниях главное не победа, а участие. Однако конкурсы нацпроекта имеют свою особенность: победившие получили миллион! А проигравшие - опыт участия в подобных конкурсах, который тоже важен.

На государственный грант претендовали всего 16 общеобразовательных учреждений Хабаровска. В итоге семь школ города выиграли по "президентскому миллиону" (которым, кстати, уже распорядились). Остальные девять участников этого непростого конкурса, на подготовку к которому было затрачено много сил, времени и нервов, как сообщила первый заместитель начальника управления образования администрации Хабаровска Ольга Тен, были материально поощрены за счет муниципального бюджета: школы получили компьютеры, мебель, оборудование для учебных кабинетов.

А как распорядились своим миллионом школы-победители? К примеру, директор гимназии № 3 Ирина Глухова сообщила, что на 420 тысяч рублей уже приобрели для школы домашний кинотеатр, цифровую видеокамеру, пять телевизоров, три DVD проигрывателя, ксероксы, принтеры, микроскопы. На остальные деньги по тендеру закупят оборудование для двух компьютерных классов.

Дорогая победа

В комитете народного образования правительства Еврейской автономной области на вопрос: "Насколько успешно школы области тратят миллионы рублей, полученные в рамках реализации национального проекта "Образование"?" отвечают на удивление четко и охотно. Ни одна копейка из четырех миллионов, доставшихся четырем учебным заведениям области, обратно в столицу не вернется.

К 1 декабря, то есть за пятнадцать дней до срока, установленного правилами конкурса, школы освоили от 97 до 77 процентов полученных средств. И к назначенному сроку лицевые счета победителей опустеют до конца. Во всяком случае, чиновники на это очень надеются. Кому хочется попасть в список территорий, не справившихся, казалось бы, с элементарной задачей - потратить миллион рублей, нежданно-негаданно свалившийся на голову из федеральной казны.

Однако, несмотря на оптимистические прогнозы областных чиновников от образования, реализация национального проекта в ЕАО показала, что трата денег - занятие не из легких. Что неудивительно, учитывая темпы, размеры и способы современного финансирования учебных заведений. Ведь только по самым скромным расчетам, за неполный год в систему образования небольшой области из федерального бюджета в рамках реализации национального проекта было вложено около 24-25 миллионов рублей. Оказалось, что школы, выигравшие конкурс, должны не просто потратить деньги, а сделать это в рамках весьма жестких финансовых правил - обязательная котировка цен, проведение конкурса, горы бумажной документации и обязательное наличие подготов-ленных для этой работы людей. К тому же сроки явно подпирали. Например, деньги для школ-победительниц в область поступили в июле, а на лицевые счета учебных заведений - только к концу сентября. На все про все оставалось чуть больше полутора месяцев. Пришлось понервничать.

По словам директора одной из школ, если укрепить материальную базу учебного заведения можно было за счет предприятий, расположенных на территории области, то для закупки лабораторного оборудования пришлось искать поставщиков за ее пределами. Для достойного повышения квалификации учителей пришлось обращаться в Москву. Если бы конкурс был проведен в самом начале года, то проблем не возникло бы вообще.

- Легче пришлось тем, кто обладает менеджерской жилкой, - говорят в комитете образования и не скрывают, что лично им с директорами победивших школ просто повезло. Область явно не попадет в "черный" список территорий, не справившихся с обрушившимся на них счастьем…

Не вызывают большой тревоги у чиновников и другие разделы масштабного проекта "Образование", реализуемого на территории автономии. Местные связисты уже доложили, что к 15 декабря завершат первый этап работ по подключению школ области к ресурсам Интернета. Доступ во всемирную паутину получат почти сорок средних специальных заведений. На будущий год подключат оставшиеся пятьдесят.

Чтобы считать тему реализации национального проекта-2006 в ЕАО закрытой, области осталось получить школьные автобусы и несколько комплектов специализированных кабинетов.

Пешком на новом автобусе

Транспортная проблема в деле образования амурских школьников уйдет из разряда актуальных уже в ближайшие месяцы. На покупку новеньких пазиков, оборудованных по последнему слову техники, с ремнями безопасности и даже кронштейнами для ранцев, областная казна выделила районам небывалую сумму - 32 миллиона рублей, которых хватило на 47 единиц транспорта, еще 15 куплены за государственные деньги.

Проблема сдвинулась с мертвой точки после начала софинансирования покупки автобусов из федерального и областного бюджетов в рамках нацпроекта "Образование".

- В этом году на пять удаленных школ - три автобуса и два микроавтобуса, - рассказал заместитель главы Тындинского района Сергей Симонов. - Потребностей в транспорте для перевозки детей у нас больше нет, мы даже на следующий год не стали делать никаких заказов. Подумываем о замене одного из автобусов на еще один микроавтобус: для небольшого поселка его будет достаточно, сократятся расходы на эксплуатацию и содержание. Сегодня нас беспокоит другая проблема - дороги оставляют желать лучшего, боимся, что через пару лет ГИБДД поставит вопрос ребром, и школьные маршруты окажутся под угрозой закрытия.

По словам инспекторов, школьные автобусы на территории Приамурья подстерегают далеко не две беды, хотя главной из них действительно остаются дороги.

- В Амурской области для планомерного ремонта дорог общего пользования, львиная доля которых приходится как раз на школьные маршруты, необходимо ежегодно выделять, как минимум, полтора миллиона рублей. Факти-чески областной дорожный фонд может дать почти в три раза меньше - всего 500 тысяч рублей, - рассказал начальник управления автодорожного надзора Борис Семенов. - Все эти недоделки каждый год нарастают как снежный ком, сельские трассы буквально рассыпают-ся.

После вступления в силу 131-го федерального закона многие дороги в районах должны перейти под ответственность глав местных администраций, средства которых и так ограниченные. Боюсь, что дальнейшее бездействие и игнорирование данной проблемы может привести к переходу на гужевой транспорт. Действительно детей на учебу будем возить как в старину - на подводах.

По оценке специалистов госавтоинспекции, наиболее проблемными в плане содержания школьных маршрутов остаются Октябрьский, Ма­за­нов­ский, Ромненский районы. Несколько лучше дела обстоят в Константиновском и Благовещенском территори-альных муниципальных образованиях. Хотя и там проблем хватает.

- К нам детей возят из четырех школ района, - рассказывает директор новопетровской средней школы Марина Гончар. - По Свободненской трассе наверняка сами ездили и знаете, на что она похожа. Зимой постоянно болит голова об ее посыпке, летом следим, как эту дорогу латают. Давно требуют ремонта школьные маршруты из Егорьевки и Новинок.

Пункты техобслуживания школьных автобусов - еще одна проблемная сторона успешной реализации национального проекта в области образования. В половине населенных пунктов они находятся на грани бан-кротства. Часто заключать договоры директорам школ приходится с механиками из соседних деревень. В условиях сильной удаленности сел друг от друга это чревато излишними затратами. Кроме того, в Амурской области уже есть прецедент, когда за перевозку детей без лицензии был снят с должности директор школы. Даже одна тысяча рублей, необходимая для оформления необходимых документов после начала реализации 131-го федерального закона, является внушительной суммой для сел, где нет собственного бюджета.

В настоящее время отделы образования администраций районов готовят свои предложения по вышеперечисленным проблемам. После этого с ними начнут работать областные власти.

Школы в паутине

Доступ в Интернет получили все школы Анадыря. В планах на этот год подключение центра образования поселка Угольные копи. До конца 2007 года в рамках национального проекта "Образование" к Интернету будут подключены все 48 школ Чукотки.

Речь идет о так называемом широкополосном Интернете, что значительно расширит возможности учебного процесса. Учащиеся смогут совершать виртуальные экскурсии, участвовать в образовательных Интернет-проектах, демонстрировать свои исследовательские работы.

Для школьного Интернета предоставлены отдельные каналы, доступ в сеть осуществляется неограниченно и круглосуточно.

Сегодня во всех школах уже состоялись пробные уроки. Курсы по информационным технологиям организованы для учителей. Это сделано для того, чтобы возможности всемирной паутины использовались с максимальной для учебного процесса отдачей.

Параллельно продолжается процесс компьютеризации учебных учреждений. По возможности обновляется компьютерный парк: первые машины в образовательных учреждениях округа появились еще в 2001 году и сейчас уже морально устарели.

В настоящий момент специализированные классы есть во всех средних и основных школах Чукотки, среднее число учащихся на один учебный компьютер составляет 15 человек.

Образование Внутренняя политика Хабаровск Дальний Восток