14.12.2006 02:00
Общество

Эдуарду Розовскому исполнилось 80 лет

провел оператор Эдуард Розовский, снимая "Человека-амфибию"
Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4247)
Читать на сайте RG.RU

Самые известные фильмы, снятые мастером: "Человек-амфибия", "Белое солнце пустыни", "Старые стены". А еще были "Начальник Чукотки", "Благочестивая Марта", "Сильва", "Без семьи", "Сказка про влюбленного маляра", "Дон Сезар де Базан". Эдуард Розовский - коренной ленинградец, вся его жизнь связана с киностудией "Ленфильм". Сюда он был принят на работу в 1955 году ассистентом оператора.

Эдуард Розовский | Я никогда не думал, что стану оператором! Собирался строить самолеты. Учился в авиационном институте, окончил первый курс, хотел поступить в политехнический. И вдруг оказался во ВГИКе. Считаю, что это судьба.

Российская газета | Когда говорят "Эдуард Розовский", обычно добавляют: человек, снявший "Белое солнце пустыни" и "Человека-амфибию". А что из своих работ цените, любите вы?

Розовский | Одна из лучших, по моему мнению, ленфильмовских картин - "Друзья и годы". Поставил ее режиссер Виктор Соколов. Там такой звездный состав! Юра Яковлев, Саша Граве, Володя Кенигсон, Олег Анофриев, Зиновий Высоковский... Снималась она трудно. Рассказывалось в ней о событиях в нашем государстве начиная с 30-х годов до смерти Сталина.

Выходу на экран фильма "Седьмой спутник" предшествовало 18 запрещающих подписей! Это была первая картина Леши Германа, он снимал ее вместе со своим другом Григорием Ароновым.

А "Человека-амфибию" вообще не хотели выпускать. Там много претензий было. Говорили, что это пропаганда буржуазной жизни, что приключенческий жанр советскому народу не нужен, он чужой для нас. Неприятности за свои мелодии имел даже композитор Андрей Петров. Когда же фильм вышел, то успех был оглушительным.

РГ | Были режиссеры, с которыми вы сняли всего одну картину и разошлись навсегда, а были и другие, с которыми работали много. С кем вам было легко, интересно?

Розовский | С Александром Белинским я снял девять картин, с удовольствием снял бы и больше. Мы много лет дружим. А вот с Владимиром Мотылем всего одну. Восемь сказок сделали с Надеждой Кошеверовой. Это, кстати, мой любимый жанр. В отличие от "бытовых" реалистических картин сказка требует фантазии, поисков интересных решений. С удовольствием работал с Трегубовичем, Мельниковым, Фридом, Германом. Легко, когда мыслишь с режиссером одинаково, когда совпадает видение. Другое дело, что режиссер и оператор мыслят по-разному, каждый своими образами. Оператор - картинкой, берет на себя пластическую сторону. Режиссер же в первую очередь отталкивается от литературы, драматургии, а также работы с актерами. Я вообще считаю, что самая лучшая в кинематографе профессия - оператор. Недаром же говорят, что режиссером может быть любой, не доказавший обратного (смеется), а в операторы мало кто хочет идти, потому что наша работа видна по первому же прикосновению: можешь или нет, способен или не способен... К сожалению, сейчас больше заинтересованы в темпе: давай-давай, скорее! Все остальное не столь обязательно. Оператор лишился своих основных изобразительных средств - рельсы, тележка, краны. Все это уже сложно, дорого.

РГ | Зато и техника сейчас не та, что была в прошлом веке. Завидуете, наверное, нынешнему поколению операторов?

Розовский | Нет, не завидую. Я всегда работал на своих, персональных камерах - замечательных. "Белое солнце пустыни" снято на самой простой камере "Конвас-автомат". Сегодня мои студенты говорят: "Нет, на трехглазом "Конвасе" мы снимать не будем". Конечно, кто спорит, хорошо работать на современной технике, с каждым годом камеры, оптика, аксессуары становятся все интереснее, появляются новые разработки. Я пригласил на свою кафедру замечательного мастера, талантливейшего оператора Сергея Астахова (снявшего сериал "Граница. Таежный роман", фильмы "Брат", "Война"), все его изобретения просто на грани волшебства!

РГ | Что вспоминается об актерах? Например, об Анастасии Вертинской.

Розовский | Настя была чудной девочкой. Я с ней встречался только на картине "Человек-амфибия". Она вообще мало снималась. А жаль... Когда Настя пришла к нам, ей было 15 лет, только что снялась в "Алых парусах". Плавать не умела вообще, но клялась, что быстро научится. И действительно научилась. Отказалась от всех дублерш (ей не понравились их фигуры), сказала: "Пусть я утону сама". Ее героиня тонула, оглушенная хвостом акулы, на глубине 18 метров. Мы старались избегать съемок на поверхности. Там, где проникает солнечный свет, начинается рябь, и сразу видно, что снимают на мелководье. Поэтому мы уходили дальше, наш подводный павильон был построен на глубинах от 14 до 18 метров.

РГ | Сколько времени вы провели под водой?

Розовский | В моей водолазной книжке записано 465 часов.

РГ | А "Белое солнце..." снимали в пустыне?

Розовский | В Каракумах. Условия были, конечно, достаточно тяжелые. В ящики с аппаратурой (кофры) были вмонтированы термометры, они показывали плюс 50 градусов. Если под водой мы все время мерзли, переохлаждались, то тут было чересчур жарко.

РГ | И после этого вы говорите, что самая лучшая профессия...

Розовский | Безусловно.

Образ жизни