14.12.2006 02:40
Общество

Учительница устроила гонения на ученицу, отрицающую дарвинизм

В Петербурге открылся процесс против Дарвина
Текст:  Мария Агранович Ольга Дмитриева (Лондон) Наталья Коныгина
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4247)
Читать на сайте RG.RU

Маша вместе со своим папой Кириллом, который представляет в суде интересы своей несовершеннолетней дочери, недовольна тем, что министерство образования навязывает школьникам в своих программах одну-единственную версию происхождения человека.

Как было заявлено в суде адвокатом Константином Романовым, Мария Шрайбер считает, что биология должна преподаваться по-другому. Как альтернативу она предложила учебник под редакцией академика Юрия Алтухова, который рассматривает все теории и гипотезы происхождения жизни, эволюции видов, но одновременно опровергает их, предоставляя доказательства наличия в живой природе законченных форм. То есть доказывает, что не было эволюции как таковой. А соответственно имел место факт божественного вмешательства, далее - читать Библию. Но судья Игорь Чуфистов отказался присоединять ее к материалам дела. Также он отверг заявление истцов о том, что теория Дарвина была создана автором на основе марксистско-ленинской идеологии.

По существу же было предложено высказаться автору учебника биологии за 10-11-й классы Сергею Мамонтову. Ученый посетовал на необразованность составителей иска, одновременно пожалев девочку, которую отец по не понятным никому причинам впутал в этот процесс. На самом деле, судя по телефонным разговорам отца и дочери (на суде девочка не присутствовала), Мария далека от этого судебного разбирательства, иначе вряд ли папа предложил бы ей "сходить на какую-нибудь тусу", все равно на суде не происходит ничего интересного.

Основным же аргументом академика Мамонтова стала следующая цепочка рассуждений. Во-первых, закон гласит, что церковь отделена от государства, как и политические партии, и не может вмешиваться в образовательный процесс. Также, по словам Мамонтова, закон гласит, что образование в нашей стране - светское и не может быть смешано с религиозным Законом Божьим. Как пример он задал вопрос: каким образом учитель биологии будет одновременно объяснять школьникам происхождение видов по Дарвину, а потом рассказывать, как "отделил Бог свет от тьмы". Он не ерничал, просто, по его мнению, которое отражает мнения многих ученых, Библия как трактовка процесса зарождения жизни относится к мифологии. А мифов на эту тему - сотни. К научным знаниям биологии, по словам профессора, эти легенды не имеют никакого отношения. Что же касается альтернативных теорий эволюции, то их просто нет. Лишь гипотезы, а в виде гипотез у нас, по стандартам минобразования, преподаются только вопросы зарождения жизни. Что же касается теории Дарвина, то и это тоже уже история - сейчас в школах изучают так называемую Синтетическую теорию эволюции, то есть то, что за полтора века в виде других открытий в разных отраслях науки наросло на теорию Дарвина. И это пока единственная в мире теория.

В целом же заседание было достаточно забавным. Ученый не понимал задаваемых ему ненаучным языком вопросов и, отвечая на них, долго пытался разбираться с тем, что вопрошающие имеют в виду. Сам же он готов был углубиться в череду гипотез, которые вопреки заявлениям истцов приведены в этом учебнике. Представитель Комитета по образованию спасал ситуацию, задавая вопросы противников академику в тех формулировках, которые того устраивали. Судья уже надеялся закончить процесс, но дополнительные требования, предъявленные Марией Шрайбер, вынудили только отложить его. На следующем же заседании, которое состоится 21 февраля 2007 года, одним из свидетелей, видимо, станет представитель на суде епархии отец Артемий (Скрипкин), которому судья хотел задать вопрос, преподается ли в воскресных школах теория Дарвина и в каком виде.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Татьяна Петрова, начальник отдела Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России:

- Сегодня небольшие "кусочки", связанные с историей культуры православия и христианства, в целом включены в программу некоторых предметов - обществознания, истории, литературы, мировой художественной культуры... Что касается теории происхождения человека, то все теории имеют право на существование. Но в данном случае речь идет о преподавании религиозной теории в школе. Существует приказ минобрнауки, который позволяет религиозным организация по согласованию с местной администрацией и с руководством школы проводить свои уроки, но только после основных школьных занятий и на правах добровольного посещения. Религии нет места в школьных стандартах, тем более в курсе биологии.

   Мнения

Алексей Северцев, доктор биологических наук, заведующий кафедрой биологической эволюции МГУ им. Ломоносова:

- Что такое "альтернативные теории"? Теория сотворения мира? А почему именно христианская, а не буддистская? Не мусульманская? Не шиваистская? Какую из теорий преподавать - это становится политическим вопросом. Религий много, и каждая создает свою космогонию. Хочешь - верь, хочешь - нет, это твое личное дело, а наука - явление объективное. Знать объективные вещи хотя бы на элементарном уровне, который дается в школе, должен каждый. Если мы в школе учим науке, то там надо рассказывать о современном состоянии эволюционной теории и научной полемике вокруг нее.

Андрей Прокудин, учитель биологии Центра образования "Пятьдесят седьмая школа":

- Я не вижу обязательного противопоставления эволюционизма и креационизма, они лежат в разных плоскостях. Противопоставление есть только в одном известном мне случае - если трактовать Библию буквально. Только это не противопоставление дарвинизма и креационизма, а противопоставление эволюционизма в целом и мгновенного творения. Во всех остальных случаях вы будете рассматривать большое количество креационных теорий и большое количество эволюционных теорий. Я, насколько хватает времени, рассказываю своим ученикам об этом. Если сделать преподавание альтернативных взглядов обязательным, то их бесконечное количество, мы перегрыземся, какие из них выбрать. Наиболее правильно, мне кажется, оставить это на усмотрение учителя, который видит детей и понимает, как их нужно учить. Какие-то рамки, конечно, должны быть, но ведь креационизм упоминался и в советских учебниках. Я думаю, что в общем случае упоминания о нем достаточно.

А КАК У НИХ?

В США борьба дарвинизма и креационизма за место в школьной программе началась еще в 20-е годы XX века. В 1925 году в штате Теннесси был принят "закон Батлера", запрещавший преподавание в школе "любой теории, которая отрицает содержащееся в Библии учение о божественном творении и вместо этого утверждает, что человек произошел от животных". В том же году этот закон был применен к молодому учителю Джону Томасу Скопсу, оштрафованному на 100 долларов за преподавание дарвинизма. Суд над Скопсом получил название "обезьяний процесс". Больше закон Батлера ни разу не применялся, хотя много лет сохранял юридическую силу и был отменен только в 1967 году.

Долгое время просуществовали и принятые в 1925 году антиэволюционные законы Арканзаса и Миссисипи. Их верховный суд США отменил в 1968 году.

В 1973 году генеральная ассамблея штата Теннесси постановила включать в учебники по естественным наукам не только изложение дарвинизма, но и "другие теории", в том числе основанные на Библии. Через два года закон был отменен, но за ним последовали "законы о равном времени", предписывавшие преподавать теорию эволюции на равных правах с альтернативными воззрениями. В 1981 году такие законы появились в Арканзасе и Луизиане. Арканзасский закон просуществовал около года, луизианский действовал до 1987 года.

В 2005 году федеральный суд США признал незаконным преподавание в школе креационистской теории наравне с эволюционной. С иском в защиту дарвинизма обратились родители одиннадцати учащихся из штата Пенсильвания. Решение суда распространяется пока только на школы штата. Конфликт сторонников научной и библейской точек зрения на происхождение человека обострился после того, как комиссия по образованию штата Канзас одобрила новый образовательный стандарт, в котором говорилось, что обе интерпретации проблемы должны быть одинаково изложены школьникам.

   Личность

В канун наступления третьего тысячелетия британцы назвали Чарлза Дарвина "человеком тысячелетия", "титаном среди титанов".

Дарвиновская теория эволюции впечатлила проголосовавших за его "чемпионский титул" потомков сильнее, чем теория относительности Эйнштейна и закон притяжения Ньютона. Отчаянным смельчаком, бунтарем и смутьяном стал человек исключительно тихий, добропорядочный, собиратель гербариев и бабочек, на столбовую дорогу развития которому помог выйти... священник. Его преподобие Джон Хэнслоу преподавал в Кембридже ботанику, студент и преподаватель стали закадычными друзьями и именно святой отец сагитировал 22-летнего Дарвина отправиться в августе 1831 года в плавание к берегам Южной Америки на исследовательском судне "Бигл".

Свою теорию эволюции он скрывал от мира целых 16 лет, пока не получил рукопись английского натуралиста Алфреда Рассела Уоллеса, который выдвинул аналогичную теорию. Оба ученых договорились опубликовать свои труды одновременно в одном и том же научном журнале.

Книгу "О происхождении видов..." Дарвин издал 24 ноября 1859 года. Тираж в 1250 экземпляров был разобран мгновенно. Только при жизни Дарвина этот манифест эволюции издавался шесть раз. Когда 19 апреля 1882 года Дарвин скончался, человечество попрощалось с ним как с одним из величайших гениев всех времен. Противники Дарвина, "креационисты", по-прежнему считают, что человек - слишком сложный организм для возникновения путем случайных мутаций.

Наука Образование Образ жизни Санкт-Петербург Северо-Запад