15.12.2006 03:30
Происшествия

Скандал на море: героический экипаж признан виновным

В аварии батискафа АС-28 обвинили награжденный экипаж
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4249)
Читать на сайте RG.RU

Это тот самый аппарат, который в августе 2005 года запутался в рыболовных сетях у берегов Камчатки. Его спасали трое суток всем миром. Экипаж наградили за мужество. А теперь признали виновным в том, что произошло? Похоже, что в морском ведомстве назревает скандал.

О вине экипажа стало известно из заявления командующего войсками и силами на северо-востоке России контр-адмирала Александра Витко. Именно он вчера по результатам "разбора погружения" сказал, что виновным в случившемся признан экипаж. Причем вину контр-адмирал разделил на первую и вторую очереди. По мнению Витко, в первую очередь виновными являются "члены экипажа, допустившие нарушения при осмотре глубоководного объекта".

А ко второй очереди относится то, что российские специалисты могли, оказывается, без посторонней помощи спасти батискаф еще в первые часы чрезвычайного происшествия, но не среагировали вовремя. В итоге операция продолжалась трое суток, за ней следил весь мир. И АС-28 (так официально именуется батискаф) оказался на поверхности лишь после того, как британский аппарат Scorpio перерезал сеть.

По словам командующего, причиной того, что помощь не удалось оказать своевременно, было не отсутствие современных средств спасения, а "оставляющий желать лучшего уровень подготовки специалистов".

Выходит, почти полтора года следствие занималось августовским ЧП и пришло к таким выводам?

Напомним читателям, что батискаф попал в подводную ловушку при, как говорят моряки, штатном погружении. Случилось это в бухте Березовая на Камчатке. На борту батискафа было 7 человек. Экипаж спасли только в результате полномасштабной международной операции. Главную роль сыграл английский подводный аппарат Scorpio. Кроме англичан в спасательной операции принимали участие представители Военно-морских сил США и спасательные суда из Японии.

В то время главкомом ВМФ был адмирал Владимир Куроедов. В свое время его обвиняли в гибели экипажа "Курска", затоплении подлодки К-159, срыве пусков баллистических ракет, но в отставку он ушел только после происшествия в бухте Березовой. Уже новый главком ВМФ России Владимир Масорин сказал, что АС-28 затонул "вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами, а также из-за нарушений правил эксплуатации аппарата экипажем".

По словом Масорина, "были нарушения правил эксплуатации экипажем, но мы так рады, что они вышли все живые, что не придавали особого значения этому, хотя сказали им о том, что они допускали нарушения". Однако действия экипажа в критической ситуации Масорин назвал "грамотными".

Так у нас все и происходит. Героически преодолевать трудности - наша национальная особенность. По словам Масорина, командование знало контрольную цифру, при которой воздух в АС-28 закончился бы. Но многое зависело от экипажа, от того, не запаникует ли он, и как будет расходоваться воздух.

По мнению Масорина, главной причиной аварии были действия должностных лиц, которые не дали экипажу команду на всплытие, когда у аппарата вышел из строя гидроакустический аппарат кругового обзора. О том, что он перестал работать, было доложено замкомандующего войсками и силами на Северо-Западе контр-адмиралу Александру Заике, но команда о всплытии не поступила. Экипаж в результате действовал под водой визуально, по-нашему ощупью, очень поздно заметил трос, за который зацепился, и потерял ход.

"Жертв" среди военно-морского генералитета после всех разборов оказалось невероятно много. Контр-адмирал Заика освобожден от занимаемой должности. За "недооценку сложности работ и самоустранение от ведения спасательных работ" командующий войсками и силами на Северо-Востоке Виктор Гавриков предупрежден о неполном служебном соответствии. То же самое наказание понес начальник Управления поисково-спасательных работ капитан 1 ранга Минаков. Командующему ТОФ Виктору Федорову приказом министра обороны объявлен выговор. Начальник штаба ТОФ Константин Сиденко предупрежден о неполном служебном соответствии.

После того как спасенный экипаж выписали из госпиталя, а иностранные спасатели раздали многочисленные интервью у себя на родине, всех наградили. В итоге экипаж батискафа АС-28 и спасатели получили награды от президента.

По сообщению пресс-службы президента России, орденами Мужества награждены Сергей Белозеров, Геннадий Болонин, Александр Иванов, Валерий Лепетюха, Вячеслав Милашевский, Анатолий Попов, Александр Уйбин. Президент наградил также иностранных участников операции по спасению экипажа.

Теперь выходит, что наши награжденные моряки считаются официально виновными в ЧП. Или неофициально? Дело в том, что сразу за заявлением контр-адмирала Витко помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало поспешил уведомить информационные агентства, что это "личное мнение Витко". Вероятно, в военно-морском ведомстве вовремя сообразили, что после слов о подтвержденной вине экипажа его надо наказать. Но что тогда делать с орденами? Наказать и сразу как орденоносцев амнистировать?

В главной военной прокуратуре корреспонденту "Российской газеты" не смогли внятно объяснить, какие правовые последствия должны наступить по итогам расследования. Мы можем только предположить, что громкими заявлениями дело и закончится.

Аварии и катастрофы Следствие