Глава следственной комиссии, бывший шеф полиции лорд Стивенс, огласил свое заключение: причиной смерти принцессы Дианы и ее друга Доди аль-Файеда стала автомобильная авария. Этим заявлением был поставлен жирный крест на широко процветавшей теории заговора с целью убийства Дианы.
Итогов расследования ждали не только в Британии, но и, пожалуй, во всем мире. Без малого десять лет, прошедших с момента рокового инцидента в парижском туннеле Альма, не сделали всю эту трагическую историю "архивной" и не вынесли ее за давностью лет за скобки самых жгучих тайн минувшего столетия. Феноменальный интерес публики к Диане, получившей статус легенды еще при жизни, пережил и ее смерть.
Заключением первоначального французского следствия, выяснявшего на протяжении почти двух лет обстоятельства парижской аварии, стал вывод об опьянении Анри Пола, водителя "Мерседеса", в котором ехали в ночь на 31 августа 1997 года Диана, Доди аль-Файед и телохранитель принцессы Тревор Рис -Джонс. В крови водителя была обнаружена значительная доза алкоголя и наркотиков. Согласно выводам французского следствия, Анри Пол, уходивший на скорости в 160 км в час от преследовавших бронированный "Мерседес" папарацци, не справился с управлением и врезался в одну из опор туннеля. Эту аварию пережил лишь получивший тяжелейшие увечья телохранитель Дианы.
Похоронив принцессу Диану, британцы, однако, оказались не готовы к тому, чтобы "закопать" и саму трагическую историю ее гибели. Вывод французского следствия многим на Альбионе не показался убедительным. Масла в огонь зародившихся сомнений щедрыми пригоршнями стал подливать самый, пожалуй, обиженный и обездоленный фигурант этого дела - отец погибшего в аварии Доди, миллиардер Мохаммед аль-Файед.
Не получивший британского гражданства, невзирая на немалый вклад от его колоссального бизнеса в британскую казну, не получивший и ожидаемых соболезнований от британского истэблишмента после гибели сына, он объявил "войну" британскому королевскому семейству. Виновником гибели сына и принцессы аль-Файед публично назвал супруга королевы, герцога Эдинбургского Чарльза.
По версии аль-Файеда-старшего, которую он обнародовал, в частности в февральском интервью американскому телеканалу Си-би-эс, Диана накануне гибели обручилась с его сыном и была на 4-5-й неделе беременности. Королевская семья испытывала якобы панический страх перед возможным браком их бывшей снохи и матери будущего короля с мусульманином Доди аль-Файедом. Именно поэтому-де Диану и решено было убрать. Заказчиком убийства владелец "Хэрродса" назвал британские спецслужбы. Исполнителем - фотографа Джеймса Эндэнсона, работавшего, по версии аль-Файеда, на британскую разведку МИ-6. Именно Эндэнсон якобы и был тем загадочно ускользнувшим от французского следствия водителем белого "Фиата", который подсек "Мерседес" в туннеле, спровоцировав аварию. Несколько лет спустя Эндэнсона нашли мертвым в сгоревшей машине на юге Франции. По версии аль-Файеда, МИ-6 таким образом убрала свидетеля своего преступления. Что же касается опьянения Анри Пола, то аль-Файед громогласно заявил о его невиновности и о коварной подмене анализов крови в морге.
Британское следствие, отрабатывавшее все эти версии, почти три года скрупулезно шло по стопам уже проделанной французами работы. В следственную бригаду из 12 человек включили лучших детективов Скотленд-Ярда. Не пожалели и казенных денег: "операция Paget", как было обозначено расследование, влетела британцам в три с половиной миллиона фунтов стерлингов. Следователи изучили 20 тысяч документов и опросили 300 свидетелей.
"Мерседес", в котором погибли Диана и Доди, был перевезен в Британию. В секретном месте на юге Лондона была произведена реконструкция аварии. Следователи лорда Стивенса опросили руководство британской разведки и контрразведки на предмет их предполагаемой вовлеченности в "парижскую тайну". Британские следователи слетали в Вашингтон, проверяя версию о том, что ЦРУ прослушивало разговоры Дианы по мобильному телефону. Наконец, был сделан тщательнейший повторный анализ крови водителя "Мерседеса".
Каковы же плоды столь колоссальных "инвестиций"? Вывод британского следствия однозначен: не было ни сговора, ни убийства. Никакая спецслужба не была к этому причастна. Диана не была обручена с Доди аль-Файедом и не была беременна на момент своей гибели. В "Мерседес" не было ничего подложено и ничего вмонтировано. Не был водитель и ослеплен яркими "вспышками" фар чужой машины.
Это была трагическая гибель в результате ночной дорожной аварии. Водитель "Мерседеса", как доказывают компьютерные модели по реконструкции аварии, скорее всего, не справился с управлением данного типа тяжеловесного автомобиля, шедшего на большой скорости. В крови Анри Пола при повторных анализах был найден алкоголь в количестве, как минимум вдвое превышающем лимит, разрешенный в Британии. Найдены в его крови и следы медикаментозных препаратов.
Лорд Стивенс полагает, что и Диана, и Доди могли бы тем не менее пережить аварию, если бы были пристегнуты ремнями безопасности. Но пристегнут был один лишь телохранитель, который, возможно, благодаря этому и остался в живых.
Слухи, будто сам Анри Пол мог быть секретным агентом МИ-5, были категорически опровергнуты британской контрразведкой. Однако МИ-5 выяснила, что водитель и в самом деле выполнял отдельные поручения спецслужб, но не британских, а французских, поставляя им разного рода информацию. Американские спецслужбы, в свою очередь, категорически заявили, что не прослушивали телефон Дианы.
Следствие таким образом закончено. Забудьте? Пожалуй, о "забытье" говорить все же преждевременно. В январе итоги расследования будут переданы судье Элизабет Батлер-Слосс, расследующей причины гибели при загадочных обстоятельствах. Ей предстоит ознакомиться со всеми материалами следствия и по итогам рассмотрения вынести в Верховном суде свой окончательный вердикт.
Да и сами британцы пока не готовы поставить точку во всем этом деле. 40 процентов британцев считают, что до сих пор их сомнения не прояснены. Так что сторонники "теории заговора" не намерены складывать оружие и отпускать душу Дианы покоиться с миром.
Источник изображения - www.vesti.ru