С легкой руки Владимира Набокова термин "Лолита" вошел во все справочники по психопатологии. В литературе и кинематографе образ девочки, вольно или невольно соблазняющей зрелого мужчину, стал архетипическим, сколько бы ни возмущались этим моралисты. Вопрос лишь в том, способен или нет тот или иной писатель и режиссер превратить медицинский факт и сугубо гендерные проблемы в феномен искусства.
Как и набоковская "Лолита", роман Месяца написан от первого лица. Нормальный американец, женатый на предприимчивой русской, подвергается искушению со стороны дочери друзей, чернокожей девочки-подростка. В этом пикантность ситуации. Это как бы "политкорректная" Лолита, взрывающая изнутри самое понятие о "политкорректности". Такой "американский роман" мог написать только живущий в Америке русский, способный видеть американский контекст одновременно снаружи и изнутри. Причем в отличие от набоковского роман "Правила Марко Поло" не осложнен эмигрантской нотой. Автор-герой, незримо в романе присутствующий, не эмигрант, а просто русский, выбравший Америку как место проживания. В результате получился очень спокойный роман с сюжетом, который может шокировать среднего американца, но нас шокирует едва ли. Мы и не такое читывали.
Только настроившись на спокойный лад, роман можно прочитать адекватно и не без удовольствия. В нем много свежих замечаний о современной Америке. Например, восхитительное начало, где описывается рукодельный "некрополь", сделанный одноклассниками в память о безвременно погибшей однокласснице. "С трогательным постоянством здесь появляются все новые и новые предметы и жертвенные подарки. Тряпичный заяц в салатовых штанах и малиновой рубахе покачивается на ветру, словно маленький висельник; у корней дерева брошено несколько живых роз, обернутых целлофаном. Я знаю, что такие цветы продаются у турков на ближайшей бензозаправке..."
Главное достоинство романа Месяца не в сюжете, а в деталях. Для русского человека, способного "чувствовать" Америку, понимать как прекрасные, так и отвратительные нюансы этой цивилизации, читать роман Месяца - кайф. Убежденным антиамериканистам и прочим жертвам нашего присяжного борца с "тупой" Америкой Михаила Задорнова не стоит тратить время. Любить Америку, в общем-то, никто не обязан. Как и Россию, кстати.
Кроме нового романа Вадим Месяц представил издательский проект. Это книги поэтов и прозаиков Ивана Жданова, Алексея Парщикова, Андрея Таврова, Александра Давыдова, Александра Уланова, Александра Иличевского и других, выпущенные "Наукой" с участием Центра современной литературы Вадима Месяца. Проект замечательный. Приятно, например, что редкий по глубине и технике Иван Жданов удостоился, наконец, толстой книжки.