18.12.2006 04:25
Власть

Михаил Касьянов призвал заняться агитацией на низовом уровне

До конца года митинговать, кажется, больше некому
Текст:  Алексей Сытник
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4250)
Читать на сайте RG.RU

Организаторами марша-митинга выступили Объединенный гражданский фронт (ОГФ) Гарри Каспарова, Народно-демократический союз (НДС) под руководством экс-премьера Михаила Касьянова, незарегистрированная партия Эдуарда Лимонова, Республиканская партия Владимира Рыжкова, Авангард красной молодежи и ряд других организаций, ранее в симпатиях друг к другу не замеченных. От совместного проявления протестных настроений заблаговременно отказались две крупнейшие либеральные оппозиционные партии - Союз правых сил (не желающий потерять шанс на возвращение в большую федеральную политику, появившийся после выборов в Пермском крае) и "Яблоко", имеющее принципиальные идеологические разногласия с большинством организаторов. Поэтому на митинге не было заметно флагов организации "Оборона", аффилированной с молодежным "Яблоком". Хотя его лидер и один из самых ярких представителей молодежной фронды Илья Яшин в толпе присутствовал.

Впрочем, даже участие СПС и "Яблока" вряд ли сильно повысило бы количество митингующих - сторонники обеих партий в последнее время нечасто демонстрируют высокую явку на массовых партийных мероприятиях. Так или иначе, в пресс-центре митинга сообщили о четырех тысячах участников. "Сторонние наблюдатели" из ГУВД столицы огласили "сумму", в два раза меньшую. Погрешность, вероятно, объясняется тем, что милиционеров, охранявших митинг, было значительно больше самих митингующих несогласных.

В небе висел вертолет, которому была отведена особая роль в этом мероприятии. Само же место действия было плотно закрыто автобусами и машинами из столичного автопарка. Однако внутрь оцепления зайти мог любой, кого не напугал милитаристский антураж.

Внутри же реяли флаги "лимоновцев", ОГФ и НДС. Остальные участники от демонстрации своей символики воздержались. Зато традиционно для подобных мероприятий активисты-пенсионеры распространяли прессу самых разных идеологических оттенков - от радикально-либеральной до национал-коммунистической. Возрастная дифференциация наблюдалась и среди собравшихся - молодежь из "лимоновцев" и АКМ организованно выстроилась в колонну по четыре и разминалась излюбленной речевкой "Да, смерть!", люди постарше, поклонники Касьянова и Каспарова, предпочли свободное барражирование по площади и приятное общение. Кстати, в облике "лимоновцев" произошли изменения: в одежде стало заметно меньше черной кожи, а на ногах - армейских ботинок. Всех допризывников в коротких кожанках и грубой обуви милиционеры останавливали еще на подходах к митингу и вдумчиво проверяли документы.

Митинг открыл Гарри Каспаров. Стоя на борту грузовика, он посетовал, что об организованной им акции, скорее всего, не сообщат по телевидению, и призвал к объединению всех, кто находится в духовной оппозиции к российской власти. Следующим выступил Эдуард Лимонов. Ультрарадикальный политик, неразборчивый в средствах достижения цели, внезапно заговорил о конституционных правах и гарантиях, необходимости их защиты, а также призвал к отставке ряда ключевых министров и главы Центризбиркома. Именно отставка Александра Вешнякова, по его мнению, будет залогом проведения свободных (то есть без регистрации и проверки минюста) и честных выборов, коих так не хватает Лимонову.

На этой патетической ноте вертолет снизился над площадью и заглушил речь Лимонова. Затем он на минимальной высоте завис над крышей ближайшего дома, наверное, для того, чтобы обратить всеобщее внимание на четырех активистов организации "Россия Молодая", которые держали в руках лозунг, намекавший на небескорыстное стояние "несогласных" на площади.

В колонне "лимоновцев" в какой-то момент появился старозаветный плакат, прославляющий Берию и Сталина, и зажглись два фальшфейера. Такая выходка, очевидно, не могла понравиться тем, кто стоял на грузовике рядом с Лимоновым - Касьянову, Рыжкову, Каспарову, Хакамаде, и нацболы сами оперативно побороли идеологический атавизм в своих рядах, причем не без рукоприкладства. Тем временем выступления продолжались. Михаил Касьянов немного поругал власть, из которой вышел, еще раз призвал всех к объединению и, наконец, попросил собравшихся после митинга заняться агитацией и пропагандой демократических идей на низовом уровне - во дворах и на лестничных площадках. В этом случае, по словам Касьянова, "нам гарантирована стопроцентная победа на думских и президентских выборах".

Ирина Хакамада, глядя на собравшихся, заявила: "Мы - сила, сила свободного духа, которая сильнее пушек и вертолетов".

Митинг закончился без чрезвычайных происшествий и правонарушений. Часть собравшихся попыталась все же организованно промаршировать, но, вняв призывам организаторов, не стала провоцировать милицию на адекватные действия. Таким образом, правый фланг непримиримой оппозиции вслед за национал-патриотами, "отмаршировавшими" полтора месяца назад, также успешно привлек к себе внимание милиции и СМИ, достойно закончив политический сезон. Кажется, больше митинговать некому. По крайней мере до следующего года.

Внутренняя политика