По мнению прокуратуры, нарушены ни много ни мало - нормы Конституции России, а также требования статей Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об образовании". Основной вывод прокурорской проверки: органы местного самоуправления не справляются со своими обязанностями. И главная причина - отсутствие необходимых средств в муниципальных бюджетах.
Родительское авось
Постановление Конституционного суда РФ от 15.05.2006 обязывает субъекты Российской Федерации оказывать финансовую помощь муниципальным образованиям как раз для работы дошкольных образовательных учреждений. Тем не менее, констатирует прокуратура, вопрос о совместном финансировании дошкольного образования в области так и не решен.
Наиболее остро в регионе и, прежде всего, в областном центре стоит проблема обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях. На начало года своей очереди ожидало 15 462 ребенка, в том числе в Томске - 12 264. Согласно выводам прокуратуры, дошкольное образование в разных формах могли получить лишь 33 809 маленьких томичей, что составляет 58 процентов от общего количества детей в возрасте от года до семи лет. Кроме того, детсады переполнены. Так, в Томске "уплотнение" составило 35 процентов.
Прокуратура перечисляет: требуется капитальный ремонт четырех зданий муниципальных садиков в Октябрьском районе Томска: № 12, 15, 20, 9; ремонт систем водоснабжения и канализации - в детских садах № 51, 12, 15, 9; кровель - в садах № 83, 15.
В садике №14 дети спят на двухъярусных кроватях, что может привести к травмам. Кроме того, в окна игровых комнат и спален почти не попадает солнечный свет - мешают густые заросли, которые давно пора вырубить.
Проверкой установлено, что школе-саду № 61 в Советском районе города Томска управлением Госпожнадзора по Томской области еще в марте было выдано отрицательное заключение о соблюдении требований пожарной безопасности. В мае постановлением районного суда деятельность детсада была приостановлена на 90 суток. Но до настоящего времени указанные нарушения так и не устранены!
Этот же злополучный садик подвергся санкциям и Роспотребнадзора, который выдал ему отрицательное санитарно эпидемиологическое заключение на образовательную деятельность. Однако 1 сентября школа сад № 61 все-таки приступила к работе…
Аналогичная ситуация - в детсадах № 73 (Ленинский район) и № 111 (Кировский район). Как считают специалисты, такие "образовательные услуги" просто опасны для жизни детей. Родители, похоже, уповают на авось да небось.
С мира по... простыне
Закон "Об образовании" предусматривает гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного образования. Типовое положение о ДОУ устанавливает перечень категорий граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места. Но прокуратура выявила многочисленные нарушения действующего законодательства при приеме детей в дошкольные учреждения. Так, в Октябрьском районе Томска широко практикуется оказание благотворительной помощи родителями за… оформление детей вне очереди. Такие вот "добровольные" пожертвования.
Мало того, оказалось, что даже в уставах детсадов Октябрьского района № 20,51 и 83 черным по белому записано - в первую очередь туда принимаются дети, родители которых оказывают учреждению благотворительную помощь. Получается - поборы в законе.
В 11-м садике пошли дальше - с родителями заключались договоры об оказании благотворительной помощи: папы и мамы либо "укрепляли материально-техническую базу учреждения", либо своими руками отрабатывали право на выделение места для своего чада. Например, изготавливали двери и решетки, приобретали и привозили пиломатериал для построек.
В саду № 82 внеочередное оформление ребенка в детский сад "обменивали" на приобретение простыней, в 134-м на оплату демонтажа системы отопления.
В 41-м садике одна из семей купила музыкальный центр, другая - ковровые дорожки, третья огородила территорию, четвертая приобрела детские стульчики. В общем - с мира по нитке.
Таких примеров оказалось множество, но до сих пор органы власти закрывали на это глаза. Пришла пора открыть.
Мал еще для сада
Прокурором Ленинского района установлен факт незаконного взимания администрацией сада № 121 благотворительной помощи от родителей в виде… наличных. Прокурором Северска выявлены нарушения принципа добровольности пожертвований в саду № 60, где в договоре с родителями указаны "особые условия", регламентирующие прием "добровольных" пожертвований.
А другие муниципальные дошкольные учреждения решили не мелочиться и взяли в оборот крупные производственные компании. В садах № 77, 41 заключены договоры о сотрудничестве с нефтехимическим комбинатом. Предприятие спонсирует, а садик оформляет детей работников этого комбината вне очереди. Аналогичный договор был и с транспортным предприятием. Заметим, что садики-то эти муниципальные, а отнюдь не ведомственные.
При проверке муниципальных актов местного самоуправления выявлено практически повсеместное нарушение требований постановления Конституционного суда РФ от 15.05.2006 года № 5 п, которое предписало соблюдать пропорцию в распределении расходов на содержание детей между родителями и муниципальными образованиями в пропорции 20 и 80 процентов. Угадайте, в чью пользу изменена эта пропорция? Уж точно не в пользу родительского кошелька.
Часть детских садов вообще не имеет ни лицензий на осуществление образовательной деятельности, ни свидетельств об аттестации и аккредитации. Другой пример: ни один из садиков Кировского района Томска на момент проверки не имел лицензий на осуществление медицинской деятельности. В общем, правовой нигилизм здесь прививается с младенчества.
Уставы большинства учреждений не соответствуют требованиям законодательства и в части возраста воспитанников. В соответствии с пунктом 26 Типового положения о ДОУ - детей принимают в возрасте от двух месяцев до семи лет. Тем не менее в подавляющем большинстве случаев введено ограничение от полутора лет. А в детсад № 110 и вовсе детей берут только с трехлетнего возраста.
Статья 19 Конституции Российской Федерации предусматривает государственные гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. Однако в уставе прогимназии "Кристина" записано, что в дошкольные группы принимается 50 процентов детей из семей российских немцев.
В Кожевниковском районе не включены в льготную категорию граждан на обеспечение в первую очередь местами в детсадах безработные, беженцы и вынужденные переселенцы.
Противоречат Конституции РФ и Закону "Об образовании" уставы детских учреждений и в части ответственности родителей за причинение воспитанниками ущерба учреждению или другим учащимся. Норма закона четко устанавливает, что именно "образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса".
Во многих детсадах Советского, Октябрьского, Ленинского районов Томска, города Асино, Шегарского, Кожевниковского и Тегульдетского районов нарушаются нормы детского питания по основным видам продуктов: мясу, рыбе, творогу, овощам, молоку.
P.S.
Прокурорами возбуждено 42 дела об административных правонарушениях, внесено 175 представлений, предъявлено 19 исковых заявлений в суд, объявлено два предостережения. Для проверки целевого использования средств и добровольности оказания родителями благотворительной помощи ряд материалов направлен в ОБЭП РОВД.
Прокуратура констатировала отсутствие надлежащего контроля со стороны областного департамента общего образования. Претензии высказаны и работникам управления Роспотребнадзора по Томской области. В течение двух последних лет этой службой не было инициировано ни одного (!) обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, а также судебные органы для пресечения "детсадовских" нарушений.