Таковы предварительные итоги состоявшихся в пятницу выборов в государственный орган, назначающий духовного лидера страны и членов муниципальных советов. По предварительным данным, кандидаты консервативного, но соперничающего с президентом крыла иранского теократического режима опережают сторонников Ахмадинежада.
Совет, состоящий из 96 влиятельных религиозных деятелей, считается самым могущественным учреждением в стране. Бывший президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани имеет высокие шансы возглавить эту структуру. Он набрал почти в два раза больше голосов, чем пропрезидентский кандидат аятолла Мохаммед Таджи Месба Язди.
Рафсанджани, известный как умеренный политик со взвешенными взглядами, возвращается из политического небытия и становится одним из главных соперников главы государства. Несмотря на то, что Рафсанджани проиграл в прошлом году президентские выборы, он по-прежнему пользуется популярностью в народе.
По неофициальным данным, кандидаты, поддерживающие президента, проигрывают и на муниципальных выборах в Тегеране, Мешхеде и Исфахане.
По сообщениям иранских СМИ, на выборах в городской совет Тегерана победили сторонники мэра иранской столицы Мохаммада Багера Галибафа - бывшего главы национальной полиции и соперника Махмуда Ахмадинежада на президентских выборах летом 2005 года. Они завоевали восемь мест, сторонники президента - четыре, реформаторы - три. Для Ахмадинежада это - опасный сигнал. Поскольку в Иране пост столичного градоначальника нередко становился трамплином на пути к президентству. Об этом на опыте знает Ахмадинежад, ранее занимавший пост мэра Тегерана.
Иранский президент был явно озабочен итогами выборов. И лишь призвал народ сплотиться.
"Мы надеемся, что наши враги образумятся и перестанут так враждебно относиться к иранскому народу из-за того, что тот упорно движется к своей цели", - заявил лидер Ирана.
Нынешние выборы в Совет экспертов стали первыми в Иране за время пребывания Ахмадинежада на посту президента. Их рассматривают как своего рода проверку популярности глав Ирана.
Как местные, так и западные эксперты считают, что антиизраильская риторика иранского лидера и его чрезмерно радикальная позиция по иранской ядерной программе вызвали раскол среди иранских консерваторов. Некоторые фундаменталисты убеждены: Ахмадинежад тратит слишком много время на противостояние с Западом и не уделяет внимания экономическому развитию страны. Появились опасения, что результаты выборов в Иране могут быть подтасованы. Поскольку Центральную избирательную комиссию контролирует глава государства.
Тем временем стало известно, что в понедельник глава МИД Ирана Манучехр Моттаки заявил, что его страна расценит любую резолюцию о санкциях против Тегерана как враждебный шаг. Он также дал понять, что санкции не будут иметь эффекта, и призвал заинтересованные стороны вернуться к переговорам по иранской ядерной проблеме. В свою очередь глава МИД РФ Сергей Лавров надеется на достижение до конца 2006 года консенсуса в Совбезе ООН по решению относительно ядерной программы Ирана. "Это станет возможным, если наши партнеры проявят реализм и не будут настаивать на некоторых позициях. Наша задача побудить Иран к переговорам, а не пытаться его наказывать", - заявил, отвечая на вопрос "РГ" о ситуации вокруг Ирана, российский министр иностранных дел.