Новая государственность Казахстана ведет свой отсчет с 16 декабря 1991 года. Именно в этот день Верховный Совет республики принял Закон "О государственной независимости Республики Казахстан". 15-летний юбилей отмечали пышно и торжественно.
Впрочем, торжествами на постсоветском пространстве мало кого можно удивить. Да и сценарии праздников тоже идут по хорошо отрепетированной схеме. Гораздо важнее в данном случае то, что Казахстан за эти полтора десятилетия не просто провозгласил независимость и обозначил свои амбициозные цели во внутренней и внешней политике, но и смог добиться реальных результатов, вполне ощутимых в реальной жизни его граждан. Республика по темпам экономического роста вышла на лидирующие позиции в СНГ, ее руководство ставит перед собой задачу вывести страну в число 50 наиболее успешно развивающихся стран мира. В настоящий момент, как считают в республике, для этого есть вполне реальные предпосылки.
Экономический и политический кризис, приведший к распаду Союза, болезненно сказался на ситуации во всех без исключения республиках, когда-то составлявших единую супердержаву. Выход каждая из них искала по-своему. И результаты этих поисков как нельзя более наглядно видны сейчас, если сравнить уровень жизни и политическую ситуацию в государствах СНГ. Казахстан, в отличие от ближайших соседей, смог обойтись без хаоса внутри государства, без каких бы то ни было "цветных революций" и паралича власти. Здесь хорошо знали, каковы могут быть последствия неуправляемого распада монолитного вещества на атомы и еще более мелкие частицы: ныне закрытый Семипалатинский полигон был доходчивым примером. Поэтому в республике был взят курс на постепенные реформы без "закручивания гаек" или "шоковой терапии" во всех без исключения сферах экономики, на внешнеполитическую доктрину, в основе которой лежали принципы добрососедства и мирного сотрудничества - естественно, при полном соблюдении собственных интересов государства в территориальных, экономических и прочих вопросах. При этом главным стратегическим партнером Казахстана остается Россия - об этом казахское руководство постоянно заявляет и на высшем уровне, и устами каждого, кто заводит на эту тему речь. "Мы обречены на вечную дружбу", - повторил в беседе с журналистами министр иностранных дел РК Касымжомарт Токаев и добавил, что "будущее СНГ зависит не столько от реформ, сколько от того, как сложатся отношения внутри содружества". По словам министра, не случайно именно Россия - второй по величине торговый партнер Казахстана после Евросоюза в целом, а на политической почве разногласий у наших стран нет и не предвидится. Товарооборот РФ и Казахстана достигает 11,5 миллиарда долларов.
Реформы, которые провел у себя Казахстан, подразумевали политические преобразования не в качестве самоцели, а как следствие устойчивого экономического роста. "Логика здравого смысла" выразилась в том, что, например, армия после ее реформирования теперь на 70% состоит из солдат и сержантов, служащих по контракту. Их число, по словам министра обороны РК Мухтара Алтынбаева, планируется увеличить до 85 процентов. При этом на военные нужды в Казахстане тратят один процент ВВП, а на потребности образования и науки - вчетверо больше. Как рассказала министр образования Бырганым Айтимова, ежегодно три тысячи молодых людей за счет государства отправляются, пройдя конкурс, на учебу в самые престижные мировые вузы, в республике на 15 миллионов населения приходится более 170 высших учебных заведений (при строгом контроле качества обучения в них), действует множество программ, направленных на совершенствования средней школы и предшкольного обучения пятилетних казахстанцев. В бюджете-2007 на образование и науку заложен, в пересчете с местной валюты, один миллиард долларов.
Республика развивает обрабатывающие отрасли промышленности - в отличие от прежних времен, когда шел в основном экспорт сырья. "Торговых войн" при этом не ведут, визовых барьеров не воздвигают - нет смысла. Тем, кто, например, едет из РФ в Казахстан, на границе вполне достаточно предъявить внутренний российский паспорт.
О том, насколько важны добрососедские отношения с Россией, не забыл напомнить в своем докладе по случаю 15-летия государства и президент Назарбаев. Кстати, лучше прочего его слова подтверждало то, что большая часть доклада была произнесена именно на русском - "великий и могучий" по-прежнему остается в этой республике языком межнационального общения наряду с государственным казахским.
А происходили торжества в Астане, новой столице КР. Бывший Целиноград, город в голой степи, за короткий срок разросся втрое, в нем живут сейчас 600 тысяч человек. Бывшее захолустье быстро и уверенно становится настоящей столицей. Огромные пространства постепенно застраивают гигантскими зданиями, в муках решают проблемы автомобильных пробок в старой части города (на такой поток транспорта эти артерии никто и никогда не рассчитывал). Приглашают лучших мировых архитекторов для планирования "города будущего", открытого не только всем степным ветрам, но и новым веяниям в мировой экономике, культуре, финансовой сфере. С гордостью сообщают москвичам, что если раньше целину осваивали всем Союзом, то теперь казахский капитал сам готов вложить свои "перегревающиеся" средства в массу объектов, вплоть до нового отеля у самых стен Кремля.
Проблемы развития этой страны во многом схожи с проблемами роста ее новой столицы - где практически все пришлось начинать с нуля или на старых коммуникациях, перевозить и переучивать людей, терпеть бытовую неустроенность и долгие "временные трудности" ради благой цели. Но в истории подобный опыт далеко не первый. В Казахстане надеются, что он будет успешным и в следующие пять, и в следующие 15 лет, и в гораздо более дальней перспективе. "Мы из СССР выходить не хотели. Мы - последние, кто заявил о своей независимости. Но свой исторический шанс мы должны использовать в полной мере" - в разных вариантах эта фраза звучала в завершение практически каждой беседы.
Произносили ее спокойно, но убедительно. Согласия, впрочем, не требовали - просто констатировали факт.