Анатолий Аркадьевич прожил на земле всего 50 лет, но эти годы вместили в себя огромный объем работы по созданию современной российской школы.
После окончания МГПИ Анатолий Пинский работает школьным учителем физики, затем - аспирантура и защита кандидатской диссертации по методике преподавания физики. В 80-е годы XX века Анатолий сформировался как оригинальный философ и методолог образования. Его труды по истории педагогики, по общим проблемам построения содержания образования всегда были нацелены на актуальнейшие проблемы сегодняшней школы.
В 90-х Анатолий Пинский предпринял успешную попытку практического строительства школы, реализующей в российских условиях ряд важнейших достижений педагогики XX века. В качестве исходной модели Пинский - директор московской школы N 1060 - взял Вальдорфскую педагогику. Однако очень быстро стало ясно, что создается новая авторская школа - Школа Пинского.
Завершение XX века востребовало талант Анатолия Пинского как замечательного организатора и активного участника коллективной работы по созданию важнейших документов российской образовательной политики. Многое удалось ему сделать на посту директора Центра содержания образования Высшей школы экономики. Далеко не всегда его позиция принималась или совпадала с официальной (несмотря на его официальную позицию советника министра), но достаточно часто резкая критика в итоге оказывалась справедливой. Пинскому принадлежит фундаментальная роль в создании современной модели общественного участия в управлении школой, профильного обучения, системы финансирования образования, отраслевой системы оплаты труда.
Монографии, сборники статей, публицистические выступления А.А. Пинского всегда привлекали внимание и давали пищу для ума и не просто затрагивали самые корневые проблемы школы, но и предлагали их конкретные новаторские решения.
Анатолию Аркадьевичу были присущи неотразимое человеческое обаяние, умение разбираться в людях и привлекать соратников, сильнейшее желание создать в России ту новую школу, о которой он писал и в которую верил. Он говорил об открытости школы и делал школу открытой для общественности, говорил об инвестиционной привлекательности и добивался того, что в школу поступали внебюджетные средства. Трудно, даже невозможно поверить, что этого прекрасного, яркого, продуктивного, энергичного, целеустремленного и очень оптимистичного человека больше нет с нами.
Министр образования и науки
Российской Федерации
Андрей Фурсенко