Его организаторами выступили Комитет по охране здоровья и Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму при участии заинтересованных министерств, представителей регионов и рекламного сообщества.
Ключевыми моментами обсуждения стали создание органа, ответственного за социальную рекламу в целом, и условия размещения социальной рекламы в СМИ.
Первую проблему обозначила ведущая "круглого стола" председатель Комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева, посетовавшая, что ни одно министерство не пожелало сделать общий доклад по ситуации с социальной рекламой в нашей стране. "Это значит, что социальной рекламой у нас занимаются все и никто", - констатировала она. В качестве примера правильного подхода к социальной рекламе она назвала Рекламный совет в США и Центральный офис информации и коммуникации в Великобритании, которые определяют важные для продвижения с помощью социальной рекламы темы. Через них же правительства финансируют и создание этой рекламы. Необходимость появления подобного органа в нашей стране не оспаривал никто из присутствующих, однако по поводу того, как именно он должен выглядеть, мнения разделились. По мнению зампреда Комитета по экономической политике Владимира Мединского, этот орган мог бы состоять из представителей правительства, Общественной палаты, Государственной Думы и рекламных агентств. Председатель московского Комитета рекламы Владимир Макаров привел в пример Москву, где уже есть подобный орган - межведомственная комиссия по социальной рекламе. А президент Союза создателей социальной рекламы Дмитрий Коробков предложил третий вариант - "государственную корпорацию", нечто вроде рекламного агентства, владельцем которого является непосредственно государство. Среди прочего она могла бы в качестве "единого заказчика" экономить средства министерств и ведомств при производстве и размещении соцрекламы. В корпорации должны работать госслужащие, пришедшие туда из рекламного бизнеса.
Немало времени было посвящено и вопросу минимизации затрат при размещении социальной рекламы, которые сейчас могут составлять до 90 процентов медиабюджета. Закон "О рекламе" говорит об обязательной пятипроцентной квоте на социальную рекламу в СМИ, однако не уточняет, должно ли ее размещение оплачиваться наравне с коммерческой. Следовательно, сейчас социальная реклама размещается порой бесплатно, порой за деньги - как получится. Участники "круглого стола" предложили законодательно обязать государственные СМИ бесплатно размещать социальную рекламу, предложенную органами государственной и муниципальной власти, в пределах 5 процентов общей рекламной площади печатного издания, а на телевидении и радио - в объеме 30 секунд в час. При этом размещение рекламы в частных СМИ, по мнению Владимира Мединского, должно оплачиваться по обычным расценкам. Дмитрий Коробков предложил также не включать социальную рекламу в общий разрешенный в течение суток объем коммерческой рекламы.
А как при этом быть с рекламными агентствами? Имеют ли они право зарабатывать на создании социальной рекламы? "Почему реклама яхт и социальная реклама должна оплачиваться по одним и тем же расценкам? - возмущался Владимир Макаров. - Эти деньги лучше потратить на ремонт детдомов". В беседе с корреспондентом "РГ" он пояснил, что выступает не за полностью бесплатный труд рекламщиков, а за специальные расценки для соцрекламы.
О том, как сейчас оплачивается производство социальной рекламы, "РГ" рассказал исполнительный директор Союза создателей социальной рекламы (СССР) Игорь Збронжко.
- Сегодня агентства, входящие в Союз, придумывают идеи для социальной рекламы бесплатно, - говорит он. - Наши "потери" при этом не очень видны, мы просто отвлекаем наши креативные группы от коммерческой рекламы и просим их придумать социальную рекламу. Но услуги актеров, режиссеров, операторов, аренда техники или услуги дизайнерских студий, если речь идет о наружной рекламе, - все это не входит в систему рекламных агентств. У них никакой социальной ответственности нет и не может быть. Или какая может быть социальная ответственность у типографии, которая печатает плакаты с социальной рекламой? На это у заказчика должны быть деньги.
По мнению Збронжко, в идеале бесплатной вся работа по созданию социальной рекламы должна быть только при продвижении двух-трех глобальных, важных для всей страны вопросов вроде нацпроектов. При продвижении более "узких" тем заказчики должны оплачивать их на тех же условиях, что и коммерческую рекламу.