21.12.2006 03:00
Общество

Год благотворительности превзошел ожидания

Как меняется отношение россиян к благотворительности
Текст:  Наталья Коныгина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4253)
Читать на сайте RG.RU

Результаты года удивили самих благотворителей. Чрезвычайно активно на их инициативу откликнулись высокопоставленные чиновники. "Мы не рассчитывали на такой уровень внимания властей, - рассказала "РГ" исполнительный секретарь коалиции грантодающих организаций Форум доноров Наталья Каминарская. - На открытии самого первого мероприятия в рамках Года благотворительности, форума "Общество, благотворительность и национальные проекты. Актуальный диалог" выступали и первый вице-премьер Дмитрий Медведев, и министр образования и науки Андрей Фурсенко, и замминистра здравоохранения и социального развития Любовь Глебова. Большая часть их речей была вовсе даже не о нацпроектах, а о благотворительности".

Не менее активно отреагировали на инициативу и СМИ, которые за 9 месяцев этого года написали о благотворительности 10,5 тысячи материалов против полутора тысяч за весь прошлый. "Такое явление, как благотворительность, стало чуть более доступным и обычным", - констатировал на итоговом заседании комиссии Общественной палаты по благотворительности ее председатель Владимир Потанин.

Однако в отношении обычных граждан этот тезис оказался не совсем справедлив. В целом они положительно относятся к благотворительности, но знают о ней по-прежнему немного. Об этом свидетельствуют результаты исследования Левада-центра и Агентства социальной информации. Лишь 2 процента респондентов из всероссийской выборки хорошо знают о деятельности благотворительных организаций, 21 процент слышали о таких организациях, но мало знают об их деятельности, а 77 процентов ничего о них не знают. Впрочем, в этом году наши сограждане смогли указать больше названий благотворительных организаций, чем раньше.

Только 32 процента россиян (48 процентов по Москве) сами оказывали кому-либо благотворительную помощь. Но когда-нибудь поучаствовать в благотворительности хотели бы две трети опрошенных. Сейчас осуществить это им мешает недостаточно хорошее, по мнению самих опрошенных, материальное положение (54 процента в целом по России и 60 процентов в Москве), а также неуверенность в том, что благотворительная помощь попадет к тому, кому это нужно (21 и 39 процентов соответственно). При этом граждане явно плохо информированы о том, что помогать окружающим можно не только материально, но и, например, своим бесплатным трудом.

"Мы не ожидали, что отношение общества вдруг коренным образом изменится за такой короткий период, - объясняет эти цифры Наталья Каминарская. - И к тому же социологи говорят, что сначала идет накопление информации, а кардинальные изменения происходят на второй год".

Владимир Потанин смотрит на проблему вовлечения частных лиц в благотворительность еще более оптимистично. "Здесь нет никаких количественных показателей, - говорит он. - Когда мы сможем сказать, что благотворительности стало достаточно? Ее никогда не будет достаточно, люди всегда будут нуждаться в помощи".

Как бы то ни было, сейчас благотворительностью в России занимаются в основном корпорации. Согласно апрельскому исследованию ВЦИОМ, 93 процента крупных, 83 процента средних и 60 процентов малых компаний вовлечены в благотворительную и социальную деятельность. При этом каждая крупная компания тратит на благотворительность 11-17 процентов чистой прибыли в год (данные фонда CAF Россия).

По данным уже упоминавшегося выше исследования Левада-центра, половина россиян полагают, что в России нет благоприятных условий для развития благотворительности. Сами благотворители скорее склонны с ними согласиться. "У нас до сих пор нет системного законодательства, регулирующего благотворительную деятельность, - говорит Наталья Каминарская. - Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организаниях" просто описывает, что такое благотворительность. Поэтому новым организациям, которые хотят заняться благотворительной деятельностью, не так просто свести вместе все, что эту деятельность регулирует". Кроме того, в этом году появился печально знаменитый закон о регистрации и отчетности некоммерческих организаций, заставивший немало помучиться иностранные некоммерческие организации. Сами формы отчетности благотворительное сообщество единодушно признало крайне бестолковыми. На итоговом заседании комиссии Общественной палаты по благотворительности звучали даже опасения, что непреднамеренные ошибки в отчетах могут привести к закрытию некоммерческих организаций.

Но были в российском законодательстве в этом году и положительные изменения. В рекордно короткие сроки был подготовлен законопроект о целевом капитале некоммерческих организаций (эндаументе), который позволит получателям благотворительной помощи инвестировать ее, а следовательно, преумножать. Он уже принят Госдумой в первом чтении.

...А что будет дальше, в "обычном" наступающем году? Благотворительные организации обещают работать в тех же направлениях, что и прежде, и становиться все более "прозрачными" в своей деятельности. Граждане ничего не обещают, но если верить прогнозам социологов, их участие в благотворительности должно вырасти.

мнения

Протоиерей Аркадий Шатов,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ ПО ЦЕРКОВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЕПАРХИАЛЬНОМ СОВЕТЕ Г. МОСКВЫ:

- Смысл благотворительности, на мой взгляд, не в том, чтобы много жертвовали богатые люди - их прослойка в нашем обществе не так уж и велика, а в том, чтобы было как можно больше мелких жертвователей. А для этого главное, чтобы в сердцах людей было больше любви и доброты. Государство не может заставить свое население быть добрым. Но государство может позволить вырасти и окрепнуть зародившемуся сейчас росточку желания благотворить. Государство должно понимать, что самостоятельно решить социальные проблемы не в состоянии и нужно обратиться за помощью к общественным и религиозным организациям.

При каждом социальном объекте должен быть Попечительский совет, в который бы входили члены общественных и религиозных (не обязательно православных) организаций. Такой Попечительский совет должен влиять на назначение директоров, исходя из того, счастливы и довольны ли дети (если это детский дом), инвалиды или пенсионеры. Члены Попечительских советов должны иметь постоянный доступ в каждый социальный объект, чтобы их посещения могли быть незапланированными и отражать реальную ситуацию.

Очень важно рассказывать обществу о людях, которым нужна помощь. И чем больше социальной рекламы, причем не только государственных, но и общественных и религиозных благотворительных организаций, чем больше публикаций и телепрограмм будут говорить о насущных проблемах конкретных людей, тем больше благотворителей появится в стране.

Леонид Митяев,
ДИРЕКТОР ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ-SOS (ТОМИЛИНО):

- Российская благотворительная помощь для нас началась девять лет назад, то есть через год-полтора после создания деревни. Тогда это были в основном наши друзья и знакомые, которые просто хотели нас поддержать. Сейчас у нас 1500 "друзей деревни" - это частные лица, которые жертвуют нам деньги. Помощь от них составляет 5 процентов нашего годового бюджета. Нам помогают в основном люди не очень богатые. Мы когда-то установили минимальный размер пожертвований - 10 рублей в месяц. Кто-то, видимо, совсем небогатые люди, так и продолжают вносить такую сумму, кто-то многократно перекрывает ее.

Нам помогают и фирмы, которые шефствуют над отдельными домами. В этом случае сумма пожертвований составляет 8-10 тысяч долларов в год. У нас 11 домов, в прошлом году шефство было над 8, в этом - над 10. В основном нам помогают российские представительства иностранных компаний. Впрочем, среди "шефов" есть два очень состоятельных частных лица. Поступления от компаний - это 15 процентов нашего бюджета. Таким образом, российская благотворительная помощь составляет 20 процентов, еще 25 дает правительство Москвы, а остальное - это благотворительная помощь международных организаций.

Соцзащита