Довольно быстро, не без влияния тех же США, различные общественные организации стали активно вмешиваться в процесс ликвидации химоружия в СССР, а затем и в РФ. На первых порах такая деятельность, кроме вреда, действительно ничего не приносила. Самый яркий пример - организованные протестные акции против начала промышленного уничтожения химоружия в городе Чапаевске. Там уже был построен завод с совершенно уникальной технологией, который так и не удалось запустить потому, что общественность буквально легла на рельсы.
Сегодня очевидно, что в итоге город от такой необузданной "антихимической" активности только проиграл. Если бы Чапаевск в восьмидесятые годы стал центром УХО, то сегодня он скорее всего являлся бы самым благополучным с социальной и экологической точек зрения населенным пунктом.
Экологические протесты периода перестройки задержали начало процесса ликвидации боевых ОВ на десятилетие. Со временем самой авторитетной структурой гражданского общества нашей страны, задачей которой является организация постоянного народного контроля за ходом процесса ликвидации химоружия, стал Российский Зеленый Крест. Отличительная черта "зеленых крестоносцев" - стремление к налаживанию конструктивного диалога между общественностью, различными ветвями власти и структурами, непосредственно занимающимися ликвидацией боевых ОВ.
Сегодня никто не ставит под сомнение саму необходимость полной ликвидации боевых отравляющих веществ. Дискутируется лишь тема безопасности процесса уничтожения химоружия. Впрочем, дискуссии идут скорее по привычке, так как самый тщательный мониторинг вокруг объектов не выявил никаких опасных выбросов в процессе детоксикации, тем более следов утечек боевых ОВ.
Правда, минувшим летом в районе объекта Камбарка некоторое время ощущался запах ацетилена, что вызвало у отдельных граждан дискомфортные ощущения. Активисты Зеленого Креста поставили себе в заслугу, что не дали замолчать этот факт и даже смогли добиться приезда ведущих специалистов по уничтожению химоружия из Москвы в Камбарку, где прошла их встреча с местным населением.
Все это так, но ведь и в Федеральном управлении по безопасному хранению и уничтожению химоружия не сидели сложа руки, ожидая сигналов от "зеленых", тем более никто не пытался замолчать ситуацию с запахом. В причине не совсем приятных "ароматов" разобрались довольно быстро и причину эту устранили. Так что, когда проходила встреча с населением в Камбарке, запах ацетилена уже отсутствовал. Зато в ходе встречи выяснилось, что никто из "пострадавших" ни разу не обратился в поликлинический консультационно-диагностический центр, имеющийся в Камбарке и специально предназначенный для самого тщательного наблюдения за здоровьем людей, живущих в непосредственной близости от объекта УХО.
Да и специалисты-экологи не смогли определить превышение предельно допустимых норм концентрации каких-либо вредных веществ в районе объекта. Так что получился шум ради шума.
Впрочем, причина общественного недовольства в Камбарке скорее всего связана не с экологическими проблемами, а с тем, что жители закрытого военного городка, находящегося в непосредственной близости от объекта, считают себя ущемленными. Деньги, выделенные для решения социальных задач в рамках реализации программы уничтожения химоружия в Камбаркском районе фактически прошли мимо тех, кто всю жизнь служил, работал и проживал рядом с арсеналом хранения боевых ОВ.
Выступления в рамках прошедшего форум-диалога показали, что проблема рационального расходования государственных средств, выделяемых на различные социальные программы, волнует очень многих. И это понятно. Однако дискуссии на эту тему зачастую напоминают разговор на разных языках без переводчика. Кто-то считает, будто деньги однозначно расхищаются, поэтому строится значительно меньше, чем можно, кто-то уверен, что военные возводят объекты, выгодные только им, кто-то думает, что, наоборот, местные власти заказывают строительство того, что нужно им, властям, а не народу. А вот как на самом деле идет реализация социальных программ в рамках уничтожения химоружия, похоже, разбираться никто не хочет.
Надо признать, гражданское общество, которое у нас формируется, пока еще слабо влияет на выбор социально значимых приоритетов. Надо быть активнее, но активнее не по отношению к федеральному центру, а к местным властям, которые эти приоритеты определяют. Пока же зачастую претензии обращены лишь к Москве, а не, предположим, к Кургану, Кирову или Ижевску.
Подводя итог форум-диалога, президент РЗК Сергей Барановский сказал:
- Уверен, голос гражданского общества слышат и выводы определенные делают. Одним из главных наших достижений стало то, что с мнением общественности стали считаться, процесс ликвидации химического оружия стал в нашей стране максимально открытым.