"Мы предельно открыты средствам массовой информации, - начал пресс-конференцию глава российского МИД, дав таким образом понять, что ответит на любые вопросы. - Рассчитываю, что мы продолжим честный партнерский диалог со всеми государствами мира. Искушение выводить нас из равновесия запрещенными приемами будет снижаться". За время пресс-конференции, правда, выяснилось, что у пришедших поговорить с Лавровым журналистов этого искушения вовсе уже нет.
При этом интерес к тому, какие итоги года собирается подвести глава МИД России, действительно был огромным. За частоколом из 33 микрофонов Сергея Лаврова было не так-то просто разглядеть. Однако за два часа не было задано ни одного острого вопроса ни о российско-американских отношениях, ни о деле Литвиненко, ни даже о проблемах во взаимоотношениях между Москвой и Тбилиси. Дело дошло до того, что Лаврову самому пришлось поднимать эти темы, отвечая на другие вопросы.
Лишь один раз за всю пресс-конференцию Сергей Лавров несколько затруднился с ответом. Корреспондент "РГ" задал ему вопрос: "Какую из нескольких десятков заграничных командировок за этот год вы назвали бы наиболее трудной и наиболее неожиданной с точки зрения результатов переговоров?" Министр в ответ заулыбался: "Не могу сделать какого-то выбора. И сказать, что какая-то командировка была наиболее полезной, а какая-то - наиболее неожиданной. Когда подписываются какие-то документы или дело ограничивается доверительными разговорами - в любом случае это всегда полезно.
Это часть той самой сети наших двусторонних и многосторонних отношений, которая позволяет России всегда находиться в контакте со своими партнерами и обеспечивать устойчивость нашей дипломатии перед колебаниями внешнеполитической конъюнктуры.
Наверное, больше я ничего добавить не могу. Планируя командировки на следующий год, буду стараться ранжировать их по значению и неожиданности".
На другие же вопросы Сергей Лавров отвечал так:
О критике Запада
По мере того как Россия становится сильнее, у конкурентов, а конкуренция между влиятельными державами будет всегда, появляется желание вывести Россию из равновесия. Это естественное желание, но главное, чтобы методы конкурентной борьбы были честными, не выходящими за рамки приличий.
Всегда, когда наши партнеры адресуют конкретные вопросы, связанные с их убежденностью, что у нас где-то что-то не так и когда эти вопросы адресуются нам искренне, исходя из желания помочь России исправить ту или иную сферу нашего участия в мировых делах, в нашей внутренней жизни, мы даем на эти вопросы конкретные ответы. Когда же эту критику пытаются довести до нас через мегафоны и микрофоны, мы, во-первых, все равно прислушиваемся к тому, что говорят и пытаемся понять, нет ли там чего-нибудь действительно конкретного. Но параллельно создается ощущение - от него невозможно отделаться - что главная цель не помочь России, а поработать на внутреннюю аудиторию той или иной западной страны.
О "деле Литвиненко"
Последние события вокруг смерти Литвиненко показали способность СМИ говорить о чем угодно и вытаскивать что угодно, наполняя репортажи сомнительными фактами и данными, исходящими от сомнительных свидетелей. В то же время известные факты, которые доступны и в России, остаются за пределами репортажей.
О российском факторе
В 2006 году в международных делах значительно возросла роль российского фактора. В основе лежит не только внутреннее укрепление России, но и способность честно, открыто отстаивать свои интересы. Россия не собирается ввязываться в информационные войны, хотя ее порой провоцируют на это. При этом, конечно же, мы будем удовлетворять законный спрос на объективную информацию о России и нашей внешней политике.
О поставках энергоресурсов
Россия впредь никому не будет предоставлять скидки при поставках энергоносителей. Постановка вопроса о том, что Россия использует неоимпериализм в связи с энергетическими поставками, неправомерна. Переход на рыночные принципы - условие базового развития сотрудничества между странами. Так действуют все государства. Союзникам же содействие оказывается в иной форме, нежели низкие цены на газ.
С кем будет Россия
Россия будет на стороне тех, кто понимает необходимость коллективной безопасности и коллективных усилий на основе понятных и обязательных для всех правил игры. Мы будем твердо выступать против возврата к идеологизации и возврата к милитаризации современных международных отношений. Если этого не удастся сделать, причем достаточно быстро, то мы рискуем попасть во власть конфронтационной инерции, и от этого все только проиграют.
О резолюции по Ирану
Россию не удовлетворяет позиция некоторых партнеров по подготовке резолюции Совбеза ООН в отношении Ирана. Они пытаются переиграть в свою пользу формулировки, которые могут перекрыть каналы для торговых связей с Ираном в легитимных областях. Совбез ООН должен поддерживать усилия МАГАТЭ.
Об отношениях с Украиной и Молдавией
Мы удовлетворены развитием отношений с Украиной. С украинским руководством у нас предстоит саммит (заседание межгосударственной комиссии "Путин-Ющенко". - Ред.), который пройдет 22 декабря в Киеве. Комиссия будет оценивать первые итоги встреч, которые прошли в ее рамках. По каждому из направлений существуют свои вопросы. Надеюсь, что некоторые из них будут решены в ходе заседания межгосударственной комиссии.
Диалог с Молдавией также развивается нормально. Это касается в том числе и торгово-экономических связей. Вопросы решаются последовательно, без крикливости и политических выбросов. Сторонами выполняются существующие договоренности.
О политике Грузии
Политика Грузии не может быть названа ни добросовестной, ни моральной. Несмотря на встречи с грузинским руководством, никакого влияния на реальный подход со стороны Грузии мы не видим и перемен не ощущаем.
Мы проводим свою внешнюю политику и хотим, чтобы она была моральной. А частью моральной политики в отношении наших партнеров является выполнение договоренностей. Однако есть факты, которые показывают: Грузия последовательно отказывается от выполнения всех своих обязательств по урегулированию грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. Вместо того чтобы договариваться с официальными властями в Цхинвали и Сухуми, они создают альтернативные структуры. А в случае с Абхазией не выполняют резолюцию Совета Безопасности ООН.
О долге Евросоюза
Евросоюз должен активнее добиваться выполнения рекомендаций по правам человека в Латвии и Эстонии. За Брюсселем есть небольшой долг по этой проблеме. Необходимо предпринимать усилия, чтобы не было такого позорного явления, когда в удостоверениях личности написано слово "чужак". А при нынешнем темпе натурализации в Латвии все станут гражданами не раньше чем через 40 лет, а в Эстонии - через 28 лет. Напомню, что при расширении Евросоюза в 2004 году в совместном заявлении ЕС и России была зафиксирована необходимость обеспечения прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии. Это проблема в том числе и НАТО, поскольку альянс принимает в свои ряды только страны с высоким демократическим статусом.
О Ближнем Востоке
Мирному процессу на Ближнем Востоке мешает зацикленность на стереотипах, нежелание отойти от публичной риторики, а также сделать шаг навстречу друг другу. Важно, чтобы экстремистские силы не играли решающую роль в урегулировании. Мы считаем крайне важным, чтобы состоялась встреча лидеров Израиля и ПНА.
Лавров закончил отвечать на вопросы, и прежде чем уйти, поздравил всех присутствовавших на пресс-конференции с наступающим Новым годом. В ответ, однако, не последовало даже "спасибо". Видимо, представители СМИ хотя бы под конец встречи все же решили качественно выполнить свой журналистский долг и бросились рассказать читателям, слушателям и зрителям об услышанном.