21.12.2006 03:55
Происшествия

Замгендиректора МиГ обвинен в мошенничестве

Заместитель гендиректора ведущей авиакорпорации Сергей Цивилев обвинен в мошенничестве
Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4253)
Читать на сайте RG.RU

Одному из ведущих топ-менеджеров российского авиапрома прокуратура инкриминирует попытку продажи в Польшу контрафактных запасных частей к истребителям МиГ-29.

По версии следствия, в августе прошлого года РСК МиГ заключила контракт с одной из польских фирм-посредников на поставку в эту страну новых запасных частей к истребителям еще советского производства. Сумма сделки оценивалась более чем в шестьсот тысяч долларов. От российской стороны документы подписывал первый заместитель гендиректора самолетостроительной корпорации МиГ Сергей Цивилев.

В мае этого года сотрудники ФСБ и работники спецпрокуратуры, которая курирует работу оборонных предприятий, установили, что запчасти и комплектующие изделия, готовые к отправке в Польшу, вовсе не новые, а выпущены еще в начале девяностых годов. К тому же часть из них была изготовлена фирмами, не имевшими лицензию на производство запчастей к самолетам. Сделка сорвалась, а уголовное дело начало раскручиваться.

В данной ситуации не было бы ничего необычного, так как борьба с контрафактом у нас ведется очень активно. Но возникают два вопроса: насколько сам Цивилев был причастен к появлению левой продукции, предназначенной на экспорт, и почему уголовное дело получило огласку именно сейчас?

У РСК МиГ более двух тысяч компаний-поставщиков. За качеством приобретаемой продукции следят соответствующие службы, включая службу безопасности корпорации.

И еще вопрос, есть ли у следствия неопровержимые доказательства прямого участия замгендиректора в афере с контрафактом.

Однако появление Цивилева в качестве фигуранта громкого дела делает практически невозможным его утверждение в должности гендиректора корпорации, и в этом, пожалуй, скрыта суть уголовного преследования, которому многие эксперты не сулят никакой судебной перспективы.

Дело в том, что бывший глава РСК МиГ Алексей Федоров назначен руководителем Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), а его место должен был занять именно Цивилев, что выглядело вполне оправданно. ОАК пока не имеет собственных капиталов, бюджет ее будет формироваться из отчислений со стороны тех предприятий, которые вошли в новую корпорацию. Одним из самых богатых доноров будет, вне сомнений, РСК МиГ - его портфель зарубежных заказов на будущий год оценивается почти в шесть миллиардов долларов. И, конечно, когда на хозяйстве остается человек, которого хорошо знаешь и которому доверяешь, то можно быть уверенным в ритмичном финансировании создания ОАК. А Федоров хорошо знает Цивилева и, как нам известно, полностью ему доверяет.

Другой момент. В ближайшее время должно начаться акционирование ныне государственного предприятия РСК МиГ. А в нашей стране, пожалуй, ни одно акционирование не обходилось без криминального скандала.

Как нам сказали в Федеральном агентстве по промышленности, в последнее время взаимоотношения у руководителей ряда государственных предприятий с прокуратурой складываются весьма странные. Стоит топ-менеджерам какого-нибудь ФГУП добиться успехов и продвинуть свое предприятие в лидеры, как почти неизбежно возникают совершенно надуманные уголовные дела. Один пример с гендиректором "Базальта" Владимиром Кореньковым чего стоит. Стоило Коренькову вытащить свой ФГУП из долговой ямы и сделать одним из самых рентабельных в отрасли, как против него сразу завели уголовное дело.

РСК МиГ, конечно, в долговой яме не сидел - это одна из самых успешных отечественных авиастроительных корпораций. Но сути дела это не меняет. Как только появилась вакансия в РСК, оперирующей миллиардами долларов, да еще накануне акционирования, так сразу и разгорелись подковерные страсти. И вызывает лишь сожаление, что ударной силой в этой борьбе зачастую у нас выступает прокуратура.

Впрочем, сами блюстители закона утверждают, что никакого заказа нет, а для того чтобы расследование было объективным, его передали в прокуратуру Московского метрополитена, которая ничего общего с авиастроением, понятное дело, не имеет.

Следствие