21.12.2006 02:40
Общество

Святослав Рыбас: Раскол элиты - угроза для России

Директор Русского биографического института Святослав Рыбас - о российской политической элите
Текст:  Анна Иванова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4253)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета | Ваш институт занимается изучением элиты. Можно ли сегодня сказать, какие в ней происходят перемены и как они отражаются на жизни общества?

Святослав Рыбас | За последние пятнадцать лет наша элита в целом сложилась. Я имею в виду не только политическую или экономическую ее часть, а вообще весь верхний слой общества, влияющий на выбор пути развития страны. И, как это не покажется странным, советская элита сохранила свои позиции, что и обеспечило мирное развитие России, несмотря на революционную смену социального слоя. (Говоря "советская", я не обозначаю ее партийной принадлежности.)

Конечно, печально, что общество утратило и, похоже, навсегда такую замечательную часть элиты, как писатели. Сегодня среди писателей уже не встретишь людей, влияющих на наше будущее. Зато появилась мощная прослойка банкиров и крупных бизнесменов. Пережив "семибанкирщину", они заняли свою нишу.

Конечно, процесс формирования элиты еще не совсем закончен, но формат очевиден.

РГ | Как была задумана премия "Человек года"?

Рыбас | В 1992 году я и еще трое писателей стали выпускать газету "Кто есть кто в современном мире". Для того времени были характерны отсутствие ориентиров в государственной политике, свобода на грани анархии. Тогда и возник замысел определять "Людей года" (именно людей, а не одну личность, так как "широк русский человек") с целью дать позитивные ориентиры. Первыми лауреатами стали выдающиеся конструкторы ВПК, генерал Александр Лебедь, писатель Александр Солженицын, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, митрополит Кирилл.

РГ | В советское время был, пожалуй, только один человек, которого признавали авторитетным и государство, и интеллигенция, и народ - Дмитрий Лихачев. Существуют ли сегодня общепризнанные национальные авторитеты?

Рыбас | Что касается общепринятых национальных авторитетов, то это явление скорее традиционного, чем модернизированного общества.

В последнем же таковых и быть не может. Если опросы социологов показывают, что люди относят к элите деятелей шоу-бизнеса, актеров и телеведущих, то о глубине этой оценки говорить не приходится. Вы спросите: "А президент Путин?". Президент Путин сегодня, конечно, авторитетен, но в его личной оценке собственной миссии на первом месте стоит: я нанятый чиновник. Не мессия. Не общепризнанный авторитет.

РГ | Как трансформировалось понятие "элита" в последние годы? Кого можно считать "элитой"?

Рыбас | Что такое элита? Лучшие люди? Но что такое лучшие - самые богатые, самые агрессивные, самые справедливые? Сегодняшняя элита не всегда определяется по нравственным качествам. Все заметнее делается различие между "человеком, влияющим на принятие решений" и просто нравственным человеком.

В свой список "людей года" мы стараемся включить таких героев, у которых этого различия нет. Например, Владимир Корсун. Это руководитель и акционер большого холдинга, производящего сыры, его можно назвать продолжателем линии "лучших людей". Шестой ребенок в крестьянской семье, отслужил в армии, окончил вечерний институт, стал инженером и изобретателем, создал для внедрения своих изобретений кооператив, его пригласили модернизировать разорившийся завод, потом предложили его приобрести. Его судьба как сценарий телесериала: человек из народа становится владельцем производства, переживает попытки отнять у него бизнес, суды, покушение и остается победителем. Корсун восстановил и восстанавливает несколько храмов в Москве, Владимире, Саратове.

Или история горного инженера Владимира Лунева. Они с братом Сергеем построили прекрасный храм в Святогорской лавре, откуда в конце XIX века их прапрадед ушел на шахты. В этом году Сергей скончался и похоронен возле храма. Это прямо-таки библейский сюжет, если рассматривать жизнь этого рода как часть общей истории. Родился, выполнил свое предназначение, вспомнил своих дедов, построил церковь, сделал добрые дела и ушел к предкам.

И Корсун, и Лунев - влиятельные в своей сфере люди, но мы их выделили по более "тонким" признакам.

РГ | Человеком года-2006 стал Патриарх Алексий II. Что хотела подчеркнуть премия этим выбором?

Рыбас | Ответить нетрудно. Вспомните, как в октябре 1993 года Патриарх прервал визит в США, прилетел в Москву и приложил огромные усилия для прекращения кровопролития. Но Патриарха Алексия II можно назвать и общенациональным лидером.

РГ | "Людьми года" становятся представители искусства, литературы, СМИ, церкви, политики, бизнесмены. А как быть со "знатными" представителями крестьянства, рабочего класса? Есть ли сегодня в народе своя элита?

Рыбас | Грустный вопрос. В последние годы произошли глубокие изменения в социальном составе населения. Вместо крестьянства, рабочего класса, трудовой интеллигенции есть фермеры, токари, врачи и учителя. Но они вне внимания общества.

"Народной элиты" сейчас быть не может. Есть хорошие работники, нравственные люди. Но они никак не влияют на политику. Через выборы? Но пока у нас не будет настоящего местного самоуправления, ни о каком серьезном влиянии говорить не приходится. Хотя, говорят, реформа местного самоуправления остановилась, потому что все увидели: проведи ее - и вся власть на местах окажется в руках криминала. Это тоже ответ о "народной элите".

РГ | Как автор нескольких биографий исторических деятелей, можете, опираясь на исторические уроки, назвать современные угрозы России?

Рыбас | Раскол элиты. Отсутствие у молодежи идейных ориентиров. Дискредитация всех без исключения государственных руководителей страны: от Николая II до Ельцина. (Надо понимать различие между критикой и отметающей всякий исторический анализ дискредитацией.) Если мы не выработаем четкую идеологическую и культурную политику, последствия будут печальны.

Социология Образ жизни