Однако к началу нынешней 11 сессии Конференции государств - участников Конвенции о запрещении химического оружия стало очевидным, что практически все государства - обладатели химического оружия - были вынуждены воспользоваться своим правом и запросили продление уничтожения запасов ХО после 29 апреля 2007 года. Это объясняется тем, что при выполнении своих фундаментальных обязательств государства сталкиваются в той или иной мере с проблемами технического, финансового, экологического или правового характера. Тем не менее хочу подчеркнуть, что реализация всеми обладателями химоружия основной задачи - полной ликвидации накопленных запасов в предусмотренные Конвенцией сроки - сомнениям не подвергается. Россия, в частности, последовательно наращивает мощности для уничтожения имеющихся запасов химоружия.
За период, прошедший после 10-й сессии Конференции государств - участников Конвенции, мы полностью уничтожили к концу 2005 года запасы химического оружия на объекте в поселке Горный Саратовской области.
В декабре 2005 года началось уничтожение химического оружия на втором полномасштабном объекте в городе Камбарка Удмуртской Республики.
В августе 2006 года пущен в эксплуатацию третий объект по уничтожению авиационных боеприпасов, снаряженных нервно-паралитическими отравляющими веществами, в поселке Марадыковский Кировской области.
По состоянию на 5 декабря 2006 года уничтожено 3123 тонны кожно-нарывных отравляющих веществ и нейтрализовано 2925 тонн нервно-паралитических отравляющих веществ, что в совокупном количестве составляет более 15 процентов от общих запасов химического оружия.
Стоящая перед Россией на сегодня ближайшая задача по уничтожению 8 тысяч тонн отравляющих веществ к 29 апреля 2007 года будет выполнена. Одновременно развернуто полномасштабное строительство четырех новых объектов по уничтожению.
Причем, замечу, основное бремя расходов по химразоружению несет сама Россия. Стоимость национальной программы уничтожения химического оружия составляет более 7 миллиардов долларов США. Затраты России только в 2006 году составили 718 миллионов долларов США, а на 2007 год предусматривается выделить средства уже в объеме 980 миллионов.
Безусловно, международное сотрудничество вносит необходимый вклад в дело выполнения Россией планов уничтожения химического оружия. За что - отдельная признательность Европейскому союзу, Великобритании, Германии, Ирландии, Италии, Канаде, Нидерландам, Новой Зеландии, Норвегии, Бельгии, Польше, США, Чехии, Швейцарии, Швеции, Франции и Финляндии. Однако, замечу, сегодня их реальная помощь составляет всего 20 процентов от заявленного и, соответственно, ожидаемого Россией объема содействия. Все это время мы находили возможности для выполнения своих обязательств. Но в дальнейшем нам необходима прогнозируемая, скоординированная и адресная помощь. Наиболее актуальна она для нас в период с 2007 по 2009 год, когда будут создаваться основные мощности для уничтожения оставшихся запасов химического оружия. Говорю об этом потому, что уже сегодня обозначился ряд проблем. Это и задержки в поставке запчастей для действующих объектов по уничтожению химоружия, и длительность процесса финансово-технических обоснований проектов сотрудничества по строительству новых объектов, и другие.
Мы прекрасно осознаем свои обязательства, касающиеся уничтожения запасов химоружия по Конвенции. Вместе с тем просим понять, что заявленное международное содействие является неотъемлемой частью в реализации российской Федеральной целевой программы уничтожения химоружия. Когда в сотрудничестве появляются проблемы, мы вынуждены затрачивать на их решение значительные дополнительные и незапланированные ранее ресурсы - как финансовые и материальные, так и человеческие. Тем не менее Россия сделает все от нее зависящее, чтобы к 2012 году, как и запланировано, она полностью избавилась от всех имевшихся у нее запасов боевых отравляющих веществ.
(Из текста выступления на 11-й сессии Конференции государств - участников Конвенции о запрещении химического оружия)