22.12.2006 05:03
В мире

Ниязов не оставил "наследников" - эксперты

Текст:  Ирина Краснопольская Дарья Юрьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4255)
Читать на сайте RG.RU

Константин Косачев, председатель Комитета Госдумы по международным делам:

- Смерть Ниязова будет иметь самые кардинальные последствия для страны. Это тот случай, когда говорить о преемственности власти не приходится ни при каких обстоятельствах.

Потому что сам Туркменбаши не оставил после себя какого-то ярко выраженного наследника, а демократические институты, которые генерируют новое поколение политиков, в Туркменистане однозначно отсутствуют.

В последние годы оппозиция в основном находилась за пределами страны и серьезных точек опоры внутри нее не имеет. Кроме того, Туркменистан - это государство клановое, и сейчас, очевидно, начнется или "подковерная", или, не дай бог, открытая схватка за власть. Можно только пожелать туркменскому народу пройти этот тяжелейший период без каких-то серьезных политических потрясений и тем более без цветных революций.

В том, что касается отношений между Россией и Туркменистаном, то я надеюсь, что они будут развиваться по нарастающей. Москва по крайней мере в этом заинтересована. Для нас Туркмения - это важный, но во многом еще нереализованный партнер. Важным представляется наше сотрудничество и в вопросах энергетической безопасности, и в остающихся пока нерешенными вопросах раздела Каспийского моря, и в сфере оказания влияния на ситуацию в приграничных странах, например в Афганистане.

И, естественно, хотелось бы пожелать будущему руководству Туркмении более внимательного и чуткого отношения к русскоязычному населению. В последние годы оно столкнулось с совершенно очевидными проблемами как в решении каких-то социальных вопросов, так и в своем культурном развитии, которое ограничивалось в силу официальной политики Сапармурата Ниязова.

Евгений Кожокин, директор российского Института стратегических исследований:

- Из всех государств СНГ Туркменистан является самой закрытой страной. Поэтому для российских и зарубежных экспертов анализ ситуации в Туркменистане представляет собой исключительно сложную задачу.

Трудно предугадать, что ожидает эту страну после смерти ее лидера - Сапармурата Ниязова. Но можно с уверенностью сказать, что Россия заинтересована в том, чтобы это принципиально новое положение вещей, сложившееся в Ашхабаде после кончины президента, не привело к обостренной борьбе за власть, которая, не дай бог, затронула бы широкие слои населения. Главное на сегодняшний день - это сохранение спокойствия в Туркменистане.

И, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы новое руководство страны уважало гражданские права русскоязычного меньшинства в большей степени, чем предшествующее. На сегодняшний день эти люди находятся в исключительно сложном положении, они фактически лишены политических и гражданских прав. Будем надеяться, что с избранием нового президента Туркменистана те перекосы авторитарного порядка, которые ввел покойный лидер, будут исправлены. А права человека в этой стране начнут соблюдаться.

Пожизненный не значит вечный

диагноз

Академик РАМН Ренат Акчурин: Туркменбаши скончался от осложнений многофокусного атеросклероза

- О проблемах со здоровьем Ниязова известно давно, - сказал академик РАМН Ренат Акчурин. - В 1997 году в Техасском институте сердца туркменский президент перенес операцию бедренно-подколенного шунтирования. Оперировал его всемирно известный кардиохирург Дентон Кули.

Все это дает основания полагать, что Ниязов страдал генерализованным (многофокусным) поражением нескольких сосудистых регионов. То есть были так или иначе поражены сонные, коронарные артерии, артерии ног. И смерть, скорее всего, наступила от осложнения многофокусного атеросклероза, который в данном случае поразил коронарные артерии, что и привело к остановке сердца.

Добавлю только, что современные высокие медицинские технологии, которые сейчас используются в нашей стране, в нашей клинике в частности, позволяют противостоять подобным недугам. Не исключено, если бы Ниязов вовремя обратился к российским специалистам, жизнь его не оборвалась бы в 66 лет.

Кстати

В свое время Ниязов "запретил" все инфекционные заболевания, в том числе СПИД. В его стране о них нельзя было упоминать. Но болезни даже таким высоким законам не подвластны: у них свои правила. Не обошли недуги и самого Ниязова - инфекции его не настигли, но сосудистые неприятности оказались для него смертельно опасными.

Туркмения