22.12.2006 02:00
Общество

Николай Лебедев: Не будь я идеалистом, умер бы от отчаяния

Режиссер Николай Лебедев заставил актера Александра Бухарова похудеть на 11 килограммов
Текст:  Татьяна Хорошилова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4254)
Читать на сайте RG.RU

В 2003 году компания "Централ Партнершип" приобрела у издательства "Азбука" права на постановку полнометражного фильма по роману Марии Семеновой "Волкодав", а также все права на экранизацию оставшихся трех романов этой серии. Первые попытки экранизировать "Волкодава" предпринимала компания "НТВ-Профит". Режиссером картины был приглашен Джаник Файзиев, но работа была не завершена из-за недостатка финансирования.

Корреспондент "РГ" встретился с Николаем Лебедевым на премьерном показе картины.

Российская газета | Николай, вам было приятно получить Госпремию за "Звезду" из рук президента?

Николай Лебедев | Я в тот момент даже не понял, так как отношение к картине было очень разным, полярным, я был в состоянии зажатости. Конечно, приятно, когда твой труд оценивают.

Я читал разные отзывы. Например: "Режиссер Лебедев вовремя прогнулся под власть". Для меня так странно читать такие вещи, потому что картина очень искренняя, когда мы ее снимали, в голову не могло прийти, что она вызовет такой отклик зрителей. В тот момент это была не модная тема. Для меня эти мальчишки, которые ушли в эту войну, не ждали ни наград, защищали своих близких, свой дом, - герои. У меня дед погиб на этой войне, ему было всего 40, и дядя. Дяде было 19 лет. Он пошел добровольцем, приписав себе годы. Отец вообще остался один после войны. Мы рассказывали о мальчишках-идеалистах, которые собой заслонили страну.

РГ | Почему вы взялись снимать "Волкодава"?

Лебедев | Я работал над сценарием к американской картине "Желанный", когда вдруг понял, что мне нужно взять паузу и что-то почитать, чтобы развеяться. Посоветовали "Волкодава" Марии Семеновой. Сценарий я писал сам - в общей сложности было более двадцати вариантов. Скажу по секрету, мне довелось прочесть другие сценарии, написанные по "Волкодаву" для других режиссеров очень хорошими сценаристами. Когда мы встречались с Марией Семеновой, у нее было много вопросов по поводу сценария, подчас весьма резких. Мы долго общались, но расстались союзниками.

РГ | Откуда прозвище "Волкодав"?

Лебедев | В древние времена настоящие имена скрывались, их знали только очень близкие люди. Герой получил это прозвище благодаря тому, что победил плохого человека - надсмотрщика.

РГ | Многих поклонников романа Марии Семеновой беспокоит вопрос "отклонений от текста".

Лебедев | Фильм - это фантазия на тему, книгой предложенную. Мы отказались от ряда персонажей и эпизодов ради сохранения главного - ощущения захватывающего интереса и внутренней силы этой истории. Мне было очень интересно сделать зрелищный фильм. У нас существует жесткое деление на высокий и низкий жанры, причем последний я очень не люблю.

РГ | Что, по-вашему, "низкий жанр"?

Лебедев | Валерий Тодоровский снимает картины, ориентированные на интеллектуальную аудиторию. Кино для широкого зрителя затмило картины с яркожанровой окраской, потому что это очень дорогое удовольствие.

РГ | А "Ночной дозор"?

Лебедев | Когда я принимался за "Волкодава", "Ночного дозора" еще не было. Это было летом 2004 года. Моя личная проблема и боль, что в нашем кино на протяжении уже полутора десятков лет главным образом в героях ходят подонки и уроды. В любом кино есть герой и антигерой. Но Шекспир не подавал, скажем, Ричарда, как пример для подражания. А когда в героях - убийца и вам говорят: "Ну да, он убийца, но на самом деле он хороший парень", и все начинают ему подражать, я не могу к этому относиться спокойно. "Бригада" - очень талантливая картина, и тем она опасна. Когда я смотрю очередное продолжение "Крестного отца", я сопереживаю герою Аль Пачино. Но потом я понимаю, что он - монстр, и дальше уже не хочу быть на него похожим. Когда я посмотрел "Бригаду", подумал: "Если в этой cтране опять такие герои, то зачем мне тогда здесь жить?" "Волкодав" - это как раз тот персонаж, которому хочется подражать. Не в том смысле, что нужно бегать с мечом и головы сечь, а в том смысле, что это человек, который по природе своей остро чувствует несправедливость.

РГ | Каковы корни этого героя?

Лебедев | Мария Семенова - славянист, и когда она создавала "Волкодава", то опиралась на славянские обряды, традиции, нравы. У нас фильм по мотивам. У Семеновой тоже произведение по историческим мотивам. Это, условно говоря, VIII век нашей эры, славянские племена, язычество. Это мир, придуманный на основе славянской культуры. Однако он - вполне современная история. В ней есть любовь, преданность, предательство.

РГ | Алексей Рыбников - православный композитор, как он согласился участвовать в языческом фильме?

Лебедев | Ему очень понравился материал, увлекся. Мы с ним уже вместе делаем третью картину.

РГ | Как вы оцениваете актрису Оксану Акиньшину, которая сыграла в вашем фильме героиню по имени Кнесинка?

Лебедев | Мне кажется, что ей есть куда расти. Ее роль в фильме озвучена другой актрисой, поскольку наши профессиональные взаимоотношения к этому времени себя исчерпали.

РГ | В "Волкодаве" много актеров, которые снимались в "Звезде"?

Лебедев | Саша Бухаров когда-то снимался у меня в "Звезде" в небольшой роли. Он играл Марченко - разведчика, который уходит в разведку в самом начале фильма и погибает. Мы убрали этот отснятый материал с глаз долой, потому что он изначально был лишним. Но Саша был очень хорош. Было видно, что актер с хорошей энергетикой. Перед съемками "Волкодава" он за месяц похудел на 11 килограммов, стал заниматься борьбой. Мне кажется, что в данном случае Бухаров - одно из самых больших приобретений картины.

РГ | Актера Игоря Петренко вы открыли?

Лебедев | В "Звезде" была его первая большая роль, но работать с ним было непросто. Он был застенчивый, угловатый.

РГ | Правда, что вы начали снимать чуть ли не в 20 лет?

Лебедев | Первую картину я снял в 24 года. Спилберг снял еще раньше. В 23.

РГ | Оператор "Волкодава" работал со Спилбергом?

Лебедев | Ирек Хартович работал на проекте под названием "Искусственный разум".

РГ | Вы идеалист?

Лебедев | Если бы я не был идеалистом, я бы умер от отчаяния.

Марат Ким,

арт-директор картины "Волкодав":

- По легенде, меч Волкодава выковал кто-то из предков нашего героя. После продолжительных поисков я, наконец, решил сам посмотреть на меч глазами мифического кузнеца. Клинок имеет стержень, на который надевается рукоять. А что если рукоять сделать из прутов, обвивающих этот меч наподобие косицы? Ведь это характерная черта племени Серых Псов.

Нелетучая Мышь

Визуальные эффекты разработаны при помощи последних достижений. Облик дикого зверька, повсюду сопровождающего главного героя - Волкодава, представляет собой синтез реального животного и компьютерной анимации. Непривычность работы над персонажем заключалась в том, что в природе крыланы живут вверх ногами и также пришлось расположить модель на мониторе.

Образ жизни Кино и ТВ