В течение последних лет депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, бесспорно, являлись и сейчас являются одной из основных движущих сил строительства Союзного государства. При этом в самом Парламентском Собрании реализован особый формат совместной работы парламентариев двух стран, создающий все возможности для качественного взаимодействия в сфере законотворчества, для обеспечения интеграционного процесса. Этот процесс сам по себе непростой. К тому же ему вполне осознанно мешают и будут мешать силы, не заинтересованные в укреплении наших государств. Но благодаря нашим совместным усилиям Союзное государство - это объективная реальность, с которой должны считаться наши недоброжелатели: и те, кто продолжает предлагать планы международной изоляции Республики Беларусь, и те, кто не может смириться с усилением позиций России в мире.
Двусторонние отношения России и Беларуси сегодня опираются на прочную правовую базу. Действуют более 120 договоров и соглашений, юридически обеспечено взаимодействие наших государств в военной сфере, в области безопасности, в миграционной политике, гуманитарном и культурном сотрудничестве, то есть по всем ключевым направлениям. Эта надежная договорная основа позволяет нам двигаться вперед.
В уходящем году активный политический диалог между Россией и Беларусью продолжался на всех уровнях и сопровождался динамичным развитием торгово-экономических отношений: объем товарооборота по итогам года достигнет рекордного уровня в 20 миллиардов долларов. Думаю, у нас есть все условия, чтобы ставить подобные позитивные рекорды ежегодно.
Ключевым вопросом недавно прошедшей ХХХI сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России стало принятие союзного бюджета на 2007 год. Необходимо особо отметить, что проект бюджета был вынесен на рассмотрение парламентариев и принят вовремя, а значит, и исполняться должен в установленные сроки. Задачи союзного строительства требуют своевременного финансирования.
Союзный бюджет значительно вырос по сравнению с прошлым годом - до 3,8 миллиарда рублей. Конечно, кому-то может показаться, что это не столь значительная сумма, учитывая важность и масштабность задач союзного строительства. Однако из года в год эти ассигнования увеличиваются, довольно эффективно используются и являются примером ориентации на конкретный результат. То есть в союзном бюджетном процессе также применяется тот принцип, который мы начинаем внедрять в российскую бюджетную систему. Я имею в виду, в частности, включение в федеральный бюджет России Инвестиционного фонда, выделение средств на приоритетные национальные проекты и в целом проектный подход в стратегическом планировании развития страны.
В будущем году мы, безусловно, будем стремиться к увеличению общего объема бюджета, но одновременно будет усиливаться и контроль за эффективностью освоения союзных финансов. При этом нельзя забывать, что экономические перспективы Союзного государства очень значительны, и, следовательно, есть немало направлений, привлекательных для инвесторов. Привлечение инвестиций, создание прозрачных и выгодных условий для развития государственно-частного партнерства - одна из основных задач на ближайшую перспективу.
Для обеспечения успешного экономического развития вопросом особой важности является внедрение новых технологий в производства, поддерживаемые в рамках совместных российско-белорусских программ. Здесь также есть успехи. Могу, например, упомянуть суперкомпьютеры и сложные программные продукты, разрабатываемые и создаваемые сегодня российскими и белорусскими учеными. Таким образом, поставленная в России задача инновационного развития актуальна и для дальнейшего развития российско-белорусских отношений.
Безусловно, экономическое сотрудничество должно сопровождаться соответствующим развитием социальной сферы. Реальное равенство в правах граждан России и Беларуси - один из принципиальных аспектов строительства Союзного государства. И если считать, что ключевым признаком государства как такового являются именно эти вопросы, то необходимо признать: Союзное государство у нас уже создано.
Приняты соглашения о миграционной карте, о налогообложении, о медицинском обслуживании, о пенсионном обеспечении. Из последних значимых документов - ратифицированный Государственной Думой РФ и подписанный 7 декабря Президентом России Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения. Он призван определить порядок назначения и выплаты трудовых и социальных пенсий, а также различных пособий - по временной нетрудоспособности и материнству, для семей с детьми, по безработице и других.
Безусловно, знаковым этапом в строительстве Союзного государства станет принятие Конституционного Акта. В настоящее время проект этого документа практически подготовлен, однако сохраняется ряд принципиальных моментов, по которым предстоит совместно выработать решения. В частности, пока нет единого подхода к тому, как должно управляться Союзное государство, не найден взаимоприемлемый формат Союзного государства. Тем не менее не сомневаюсь, что все нерешенные вопросы будут урегулированы и проект Конституционного Акта в соответствии с установленной процедурой будет вынесен на референдум, будет предложен для утверждения народам России и Беларуси. Убежден также, что итоги этого референдума станут положительными, поскольку создание Союзного государства в полной мере отвечает интересам наших братских народов.