Поэтому первым шагом, который иранские власти предприняли после утверждения Совбезом ООН резолюции о введении санкций против Тегерана, стало рассмотрение законопроекта о пересмотре контактов с МАГАТЭ.
Принятый иранским парламентом, он фактически обязывает правительство отказаться от сотрудничества с агентством. В поддержку этого решения высказались 184 депутата, против выступили лишь 12 законодателей. Однако для того, чтобы документ вступил в силу, его должен одобрить наблюдательный совет Ирана.
В принципе у властей Исламской Республики есть формальный повод "обидеться" на представителей МАГАТЭ. В конце октября глава агентства Мохаммед аль-Барадей в своем докладе вновь сообщил, что не может подтвердить мирный характер иранской ядерной программы. Его заявление стало дополнительным аргументом в пользу введения санкций в отношении Тегерана.
Можно предположить, что иранское правительство не столько "сводит с МАГАТЭ счеты", сколько рассчитывает использовать угрозу окончательного разрыва отношений с этой организацией в качестве ответа "недружественным" странам. В своем выступлении председатель парламентской комиссии по национальной безопасности и внешней политике Алаеддин Боруджерди заявил, что принятая Совбезом ООН резолюция лишила иранский народ законного права на мирную ядерную программу, которое зафиксировано в договоре о нераспространении ядерного оружия. А министр иностранных дел страны Манучехр Моттаки во вторник на закрытом заседании парламента сообщил: Тегеран намерен не только проигнорировать решение Совбеза ООН, но и сдать в эксплуатацию еще три тысячи центрифуг для обогащения урана.
Решимость Тегерана довести ядерную программу до логического конца сочетается с завуалированными угрозами в адрес мирового сообщества. Заместитель министра иностранных дел Исламской Республики Мехди Мостафави заявил, что его страна не останется безразличной к "незаконному и несправедливому шагу Совета Безопасности ООН, который принял резолюцию о санкциях в отношении Ирана". "В настоящее время Тегеран не намерен выходить из договора о нераспространении, но продолжит свою мирную ядерную деятельность", - добавил высокопоставленный дипломат.
Тем временем американские эксперты утверждают: нефтеперерабатывающую промышленность Ирана ожидает серьезный кризис, который может произойти уже в ближайшие годы. По мнению Роберта Штерна из университета Джона Хопкинса, экспорт "черного золота" с месторождений этой ближневосточной страны вскоре сократится вдвое, а затем может полностью сойти на нет.
Дело в том, что руководство Ирана субсидирует минимальные цены на нефть внутри страны и ничего не вкладывает в развитие нефтяной промышленности. В условиях бурного роста численности населения растет и внутренний спрос на энергоресурсы, что приводит к убыткам нефтеперерабатывающих компаний. При этом доступ иностранных корпораций в иранскую экономику крайне затруднен.
"То, что Иран делает с собой, гораздо хуже, чем то, что могли бы сделать мы. Если подождать несколько лет, Тегеран станет куда более сговорчивым партнером по переговорам", - убежден Штерн.