Оно неоправданно сократило производство алкогольной продукции. Эта проверка одна из почти 600 контрольных мероприятий, которые провела СП в уходящем году. Его итоги сегодня подводит председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин.
Российская газета | Сергей Вадимович, так насколько эффективно расходовались бюджетные средства в этом году?
Сергей Степашин | Назову лишь одну цифру, а судить вашим читателям. На 1 декабря 2006 года выявлено финансовых нарушений на сумму около 75 миллиардов рублей. Для сравнения: в Инвестфонд для инфраструктурных проектов в этом году было направлено почти 70 миллиардов рублей.
РГ | А каковы первые итоги финансовой проверки национальных проектов?
Степашин | 98 процентов бюджетных средств, выделенных на нацпроекты в 2006 году, полностью освоены. Это хороший показатель. Вообще, нацпроекты, как показывают наши наблюдения, стали сферой эффективного расходования бюджетных средств. Все это в немалой степени результат адекватного управленческого решения: административные и финансовые рычаги по реализации стратегических проектов были переданы в одни руки.
Однако проверки показывают, что к некоторым аспектам нацпроектов требуется усиленное внимание. В Росздраве, например, четверть приобретенного диагностического оборудования в рамках нацпроекта "Здоровье" была закуплена без проведения конкурса.
Возникали серьезные неувязки при введении его в эксплуатацию. К примеру, в Ульяновской области полученное для больницы оборудование не установлено: помещение было не подготовлено. В Оренбургской области в муниципальных бюджетах не были запланированы средства на реконструкцию кабинетов, сервисное обслуживание и ремонт оборудования. В Воронежской, Костромской и Читинской областях отмечено поступление диагностического оборудования с производственным браком. Были и вовсе казусы "шиворот-навыворот". Скажем, в Республике Северная Осетия - Алания для ряда медицинских учреждений вместо заявленных марок автомобилей "скорой помощи" поставлен транспорт, не адаптированный к условиям региона.
По нацпроекту "Образование" с опозданием осуществляется оснащение школ учебно-наглядными пособиями. В регионах отмечается низкий уровень - всего 10 процентов - расходования бюджетных средств на общеобразовательные учреждения, которые внедряют инновационные программы.
При проверке реализации нацпроекта "Жилье" выявлены неразвитость системы жилищного кредитования, высокие банковские ставки по ипотечным кредитам. Сталкиваемся и с непростительными фактами: в Ульяновской области, например, застройщиком выступала организация, не имеющая лицензии на осуществление строительных работ.
РГ | Хорошо, вы провели проверку, и что дальше?
Степашин | Органам государственной власти и руководителям организаций направляются представления для принятия мер по устранению нарушений, возмещению ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства. В этом году число наших адресатов составило 347. Только минфину направлено 40 представлений для блокировки средств бюджета, использованных не по целевому назначению. За 11 месяцев в правоохранительные органы направлено 66 материалов. Возбуждено 36 уголовных дел.
Иной раз выявленные Счетной палатой факты имеют прямое отношение к национальной безопасности. Например, военной прокуратурой возбуждено 2 уголовных дела по фактам нарушений законности в использовании бюджетных средств, выделенных на обустройство границы в Северо-Кавказском регионе. Возбуждены уголовные дела в отношении должностных лиц Шереметьевской и Домодедовской таможен, по фактам финансовых нарушений при строительстве аэровокзального комплекса в г. Сочи.
РГ | СП также проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, решений органов власти. Что здесь было в зоне вашего внимания?
Степашин | Ваш покорный слуга выступал в Госдуме с заключением на проект федерального бюджета 2007 года. Совместно с минфином мы участвовали в разработке проекта федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс, которые направлены на урегулирование правовой основы для среднесрочного бюджетного планирования.
РГ | И насколько обоснованно, на ваш взгляд, просчитаны параметры бюджета-2007?
Степашин | Впервые они базируются на реалистичном макроэкономическом прогнозе. Расходы в большей мере, чем раньше, сконцентрированы на переориентацию бюджетной политики в сторону решения стратегических задач в социальной и инвестиционной сфере.
Но Счетная палата - орган контрольный, поэтому одновременно мы отмечаем и недостатки. С нашей точки зрения, есть риск непоступления в бюджет в полном объеме запланированных доходов от уплаты НДС. Считаем также, что дополнительные, но неучтенные правительством поступления дивидендов от участия государства в деятельности различных организаций могли бы составить 2 миллиарда рублей.
РГ | А почему все-таки так незначительны доходы бюджета от имущества РФ? Плохо управляем?
Степашин | Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составляют менее 2 процентов в общей сумме доходов федерального бюджета. Лишь 20 процентов акционерных обществ с государственным участием перечисляют дивиденды в бюджет. Причина - отсутствие экономически оправданной дивидендной политики. Не удовлетворяет нас и сбор доходов от сдачи в аренду федерального имущества. В прошлом году, например, действовало 86 процентов договоров аренды без применения рыночных ставок арендной платы. И что же? Средняя величина арендной платы на 16 процентов была ниже должного уровня.
РГ | Национальный банковский совет (НБС) счел нецелесообразным проверку Центробанка Счетной палатой. ЦБ для вас теперь неприкасаемый?
Степашин | Это решение вызвало у нас сожаление и недоумение. Правда, НБС окончательно не отказывает в возможности провести проверку. Однако к этому вопросу он обещает вернуться после окончания идущих сейчас проверок ЦБ Генпрокуратурой. Но она главным образом исследует обстоятельства, связанные с убийством первого зампреда ЦБ Андрея Козлова, и не проверяет финансово-хозяйственную деятельность.
РГ | То и дело вспыхивают дискуссии, что Счетной палате якобы тесно в существующих правовых рамках. О чем идет речь?
Степашин | Говорить о законодательном обеспечении деятельности Счетной палаты можно только с горечью. Актуальным представляется внесение законопроекта об упорядочении формирования аудиторского состава Счетной палаты. Мы направили соответствующее обращение президенту России. Сейчас каждая из палат Федерального Собрания самостоятельно назначает аудиторов. Эта норма как минимум неудачна, поскольку не исключается возможность назначения недостаточно профессионально подготовленных либо ангажированных кандидатов. Мы предложили предусмотреть назначение аудиторов по представлению президента РФ или председателя Счетной палаты. Это позволило бы сформировать работоспособную сплоченную команду профессионалов. То есть предлагается антикоррупционная мера, которая снижает возможность нежелательного неформального постороннего влияния при отборе кандидатов.
РГ | Региональные контрольно-счетные органы работают автономно. Это не мешает общему процессу?
Степашин | Мы взаимодействуем в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов России. Прежде всего в контроле за финансовыми аспектами реализации нацпроектов. Коллегам оказывается и методологическое содействие.
На фоне проводимой реформы местного самоуправления благодаря нашей поддержке ситуация с организацией финансового контроля на муниципальном уровне уже не выглядит столь удручающей, как это было всего лишь полтора года назад. Идет активное формирование органов внешнего аудита в городских округах и муниципальных районах. Парадокс, но кое-где муниципальные органы контроля по своей численности превышают контрольно-счетные органы субъектов Федерации. Например, в Кургане палата со статусом юридического лица состоит из 10 сотрудников, а многомиллиардный бюджет Курганской области контролируют лишь 4 человека.
РГ | Принимаются ли какие-то меры по совершенствованию деятельности самой СП?
Степашин | Здесь особая роль отводится Государственному научно-исследовательскому институту системного анализа Счетной палаты (НИИ СП). Он обеспечивает научно-методическое сопровождение подготовки заключений палаты на проекты федерального бюджета, контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и информационной деятельности. Ведутся научные разработки по проблемам экономической и финансовой политики. На русском и английском языках опубликована книга "Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годов", монография "Конституционный аудит". Подписано соглашение о взаимодействии между Программой развития ООН и НИИ СП. Первым совместным исследованием станет "пилотный" проект по поддержке реализуемых в России инициатив по предотвращению коррупции. Принято решение о создании на базе МГУ им. М.В.Ломоносова Высшей школы государственного аудита.
РГ | На чем будет сосредоточена деятельность СП в наступающем году?
Степашин | Основные усилия будут сконцентрированы на контроле использования государственных ресурсов, направленных на повышение качества жизни, экономический рост, поддержание обороноспособности и безопасности государства, формирование потенциала развития.
В 2007 году существенно возрастет удельный вес аудита эффективности использования государственных средств, а также стратегического аудита, концентрирующегося на наиболее масштабных проектах общегосударственной значимости. С применением стратегического аудита проведем анализ инвестиционной деятельности в электроэнергетике, реализации нацпроектов, эффективности ресурсного обеспечения воинских частей постоянной готовности.
РГ | Некоторые СМИ сообщали, что вы предлагаете к трем существующим ветвям власти добавить четвертую - финконтроль.
Степашин | Я условно назвал это "особой ветвью власти". Есть ведомственный, внутренний финансовый контроль: соответствующие подразделения органов исполнительной власти проверяют нижестоящие организации. Это самоконтроль государства.
А как насчет контроля за государством? Чтобы защитить государство как высшую ценность, повысить его эффективность, необходимо создать систему внешнего, то есть независимого аудита деятельности исполнительных органов власти - той самой бюрократии, которая является лишь внешним выражением государства как ценности и "нанимается" для реализации его властных решений. Не последнюю роль в этом играет обратная связь.
Вот почему у нас открыта общественная приемная. В уходящем году обработаны и реализованы почти 1800 обращений граждан, в журнале "Финансовый контроль" заведена специальная рубрика, посвященная вопросам, сформулированным гражданами. Открыт интерактивный сервис "общественная приемная" официального Web-сайта Счетной палаты. А 16 января состоится интернет-конференция председателя палаты, которая будет проводиться в формате "реального времени".
РГ | Вы не раз сравнивали Счетную палату с многоглавым псом Цербером, ставшим синонимом бдительного стража. Не слишком ли мрачная ассоциация?
Степашин | Счетная палата создана в 1995 году. И все эти годы мы стремились соответствовать этому образу - быть "цепным псом" общества и государства, следящим за правильностью использования денег налогоплательщиков и государственной собственности. Мы не карательный орган, мы концентрируемся на превентивных мерах по предотвращению условий для финансовых нарушений. Как известно, Цербер родился от союза змееногой девы Ехидны с титаном Тифоном. И если следовать мифологической версии нашего образа, то мы пошли не в мать, а в отца. Отсюда образ Счетной палаты, такой, как я его вижу: добрый (заметьте, не добродушный), но неусыпный Цербер.